Откройте любую книгу по культуре Тувы или зайдите в «Википедию». Первое, что вы прочитаете: «Наадым от монгольского «Наадам» - празднество, состязание, игрища». А теперь закройте книгу. Потому что это – неправда. Точнее – не вся правда. Закройте книгу и погрузитесь в Наадым. Почувствуйте его. Наадым – это жар солнца и синева неба. Наадым это – торжественная медлительность, и яростная скорость. Наадым – это вся Азия, волшебная сердцевина Азии. Наадым – это молодость и сила. Наадым – это жизнь.
Шаг назад
Нет, нет! Не надо пока закрывать книги! Их надо закрыть непосредственно во время праздника. А пока сделаем шаг назад – и откроем. И попытаемся добраться до самых истоков Наадыма. Где-то же есть истоки. Кто-то ведь должен был придумать это летнее великолепие?
Наверное, кто-то и придумал, но имени этого замечательного человека, точнее – замечательной семьи в истории не осталось. В очень древние времена, как полагают исследователи, Наадым был родовым праздником. Здесь проводили обряд жертвоприношения духам местности и предкам рода. Основной функцией тогда была демонстрация единения членов рода друг с другом, с духами предков, с духами-хозяевами местности.
Н. Л. Жуковская считает, что такой праздник устраивали именно в середине лета, когда уже появлялось изобилие молочных продуктов, можно было угощать всех родственников. И этот родовой праздник сопровождался не только застольями, но и играми, спортивными состязаниями.
И тут важная роль отводилась девушкам. Или все-таки родителям девушек? Ну, где еще искать женихов, как не на Наадыме! Шагаа – семейный праздник: морозы – и все сидят по своим юртам. И по своим аалам. Хозяйственная деятельность тоже не предполагает, чтобы молодые люди куда-то далеко уходили. А своем аале – все родственники.
Зато во время Наадыма тут тебе и гости, тут и женихи. И на спортивных соревнованиях можно лучше рассмотреть женихов. В общем – засылайте сватов, молодые люди уже пригляделись друг к другу.
Чингисхан и девушки
Второй этап бытования праздника, как полагает Н. Л. Жуковская, связан с процессом феодализации общества. Сохраняя свое первоначальное значение, Наадым приобрел дополнительную функцию военного смотра, это был своего рода отбор воинов для дружин ханов и нойонов.
Наверное, Чингисхан тоже отбирал лучших воинов во время Наадыма. Хотя «Сокровенное сказание» об этом скромно умолчало. Ну а что? Тут ведь главное – состязания, игрища. И есть три мужских игрища – скачки борьба, стрельба из лука. Очень даже можно присмотреть лучших воинов.
Впрочем, конечно, в империю «потрясателя вселенной» входили целые народы, тут единичный отбор воинов был явно непродуктивен. Но в личную гвардию ведь мог набирать?
А скромно умолчали в «Сказании», так это потому, что и в то время девушки ходили на праздник не для того, чтобы оценить военное мастерство, а для того, чтобы женихов присматривать. В каждой местности проводили летний праздник, а Чингисхан и его нукеры при всем своем желании не могли посетить места разом.
Третий этап в эволюции Наадыма Н. Л. Жуковская связывает с вхождением Монголии в состав Цинского Китая. Особенно плохим это время стало для… духов хранителей местности, потому что в сентябре 1778 года по приказу императора Канси Наадым объявлен религиозным праздником в честь главы монгольского ламаизма Богдо-гэгэна. Центральной его частью в этот период было совершение церемонии даншиг - вручения даров Богдо-гэгэну от всех князей и хошунов Халхи.
Но, знаете, духи-хозяева степей и речек так быстро не сдаются. И не забываем, что девушки – тоже! Да где-то там, в Монголии, в каких-то центральных областях – может быть и была сильна религиозная составляющая. В Туву ламаизм, конечно, тоже пришел. Но на празднике на своей земле никогда не забывали о своих духах-хранителях. И о девушках!
Может измениться государственное устройство, может прийти новая религия, но пока остается традиционный образ жизни, в быту будет не так уж много перемен. А девушки всегда будут присматривать себе парней!
Если это кому-то не нравится, то пусть считает, что это парни присматривали себе невест. Хотя это не так – для девушек ведь никаких особенных состязаний не предполагалось.
А потом завертелось…
А потом действительно все завертелось. Тут тебе и ТНР, и вхождение в состав СССР. Праздник то отмечали, то нет. Стали рваться связи и теряться функции. И, хоть подтверждения тому нигде нет, но похоже, что в исчезновении праздника тоже… виноваты девушки.
Теперь ведь они могли присматриваться к женихам круглый год! Появляются города и поселки. И колхозы тоже. Все работают рядом, вместе. И вокруг много не-родственников. Можно оценивать не удаль парня, не его меткость, а то, как он работает. Это в жизни важнее!
Заранее соглашусь со всеми, кто со мной не согласен. Но ведь действительно Наадым стал терять свои традиционные функции.
А летний праздник нужен! Вот и появился Наадым, как День животноводов. Официально – с 1993 года. Совсем недавно. И он прижился, потому что в него вложили новый смысл. И это не только чествование животноводов. Вспомните, ведь и в советские времена и сейчас есть дни, когда с уважением вспоминают людей, занятых в сельском хозяйстве. Например: День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности – профессиональный праздник для всех тех, кто трудится в сфере сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности России. Эта дата отмечается ежегодно, во второе воскресенье октября. День ветеринарного работника отмечается каждый год 31 августа. А есть еще праздники работников леса, рыбаков и т. д.
Но вот Наадым прижился, потому что он не только о животноводах. Вспомните любой Наадым в кожууне или в Кызыле, на Тос-Булаке. Кроме традиционных трех игрищ: хуреш, скачки, стрельба из лука, появляются другие конкурсы и состязания. Например, состязания по поднимаю камней – кодурер-даш. Или шахматный турнир. А еще конкурсы на лучшую юрту, лучшую коновязь, лучший национальный костюм, лучшее снаряжение коня. Они не обязательны, в отличие от «трех игрищ», где-то одно проведут, где-то другое. Часто проводят конкурс на приседание с овцой на плечах. Кто что придумает.
В целом Наадым прижился, потому что в его функции теперь входит сохранение и развитие народных традиций.
Казалось бы – при чем здесь девушки?
А девушки – очень даже причем! Раньше они могли только «на других посмотреть». А сейчас и «себя показать»! Стрельба из лука? В этом году будет чемпионат по стрельбе из национального лука «Баг адар хевири» среди женщин (на стадионе «Хуреш») и чемпионат по стрельбе из тувинского традиционного лука «Тыва ча адар оюн: баг адар хевири» среди мужчин (Тос-Булак).
Республиканский чемпионат по тувинским шахматам «Хол-шыдыраа» - и среди мужчин, и среди женщин.
Республиканский чемпионат по марафонскому бегу на 42.2 км – тоже и среди мужчин, и среди женщин (велодорожка в Национальном парке).
Будет конкурс традиционных национальных юрт среди животноводческих хозяйств, и республиканский конкурс среди муниципальных образований «Экииргек аал». А это, в основном, покажет мастерство хозяек. В общем, девушки нашли свое место на Наадыме, и теперь не только присматривают женихов.
В этом году еще будут (из не самых традиционных соревнований): республиканский конкурс сбруи для тяглового скота «Малывыстың дерии чараш», конкурс по скоростному сбору и разбору юрты и, наконец, вокальный конкурс среди животноводов «Ыраажы малчын».
Вот так и происходит трансформация праздника, в том числе и с помощью девушек. Обрядов жертвоприношений давно нет, и Чингисхан давно уже не набирает свои войска. А девушки остаются.
Остаются бескрайние степи, по которым из века в век араты перегоняют свои стада и табуны. Вот, они перегнали их в ХХI век. И вот – август. Время сытное и щедрое. Пора подводить итоги, чего за год достигли. Скоро начнется подготовка к зиме. Очень скоро. Но сейчас – можно и отдохнуть. Можно встретиться с родней. Можно заявить о себе – о том, чего достиг.
Пройдет один год, наступит другой. И пусть все они будут счастливыми и удачными для животноводов, для всей Тувы!
Ирина КАЧАН.
Фото из архива газеты
Наадым – это жар солнца и синева неба. Наадым - это жизнь!
10 августа 2023
99