Тувинская правда 12+

На дорожном фронте грядут перемены

15 октября 2021
48

О том, почему Тува застряла в 19 веке, и о том, почему иностранцы нас не понимают.

«Россия не может себе позволить»

Президент России на встрече с вице-премьером Маратом Хуснуллиным сказал: «Мы не можем на дорогах терять столько людей, как при военных действиях». А цифры и впрямь страшные: в 2020 году на дорогах в России погибли 13,3 тыс. человек. И это несмотря на коронавирусные ограничения. В «доковидном» 2018 году погибли 19,1 тыс. человек.

Впрочем, будем справедливы, Владимир Путин говорил не именно о пьяных водителях, не о каких-то конкретных нарушениях. Он рассматривал картину в целом. 8 октября нынешнего года он обратил внимание собеседника на то, что надо работать по всем направлениям: «Нужно продолжать эту работу вместе с полицией и дорожниками. Мы не можем на дорогах терять столько людей, как при военных действиях. То, что я вижу, – это комплексные усилия, и МВД работает в целом всё лучше, и дорожники. Это комплексные мероприятия, и нужно, конечно, развивать санитарную авиацию, оказывать помощь людям в первый час после аварии. Нужно по всем направлениям, по всем векторам работать».

Но это – в целом по России. А у нас, в Туве, на дорогах гибнут, в основном, по вине пьяных водителей и тех, кто садится за руль, не имея на то никаких прав. А порой не пройдя даже обучения вождению. В общем – как в 19 веке.

19 век

Ну да, в 19 веке не было никаких водительских прав. Машины только появились, и никому в голову не приходило, что нужны какие-то права. Кучерам ведь они были не нужны.

Потом, после первых аварий – пришло в голову. 14 августа 1893 года пришло. В этот день в Париже выдали первую «справку о способности управлять транспортным средством с механическим мотором». Впрочем, это не совсем права. Это – подтверждение, что человек обучился водить машину.

А в России в 1900 году появилось уже что-то более похожее на водительские права: чтобы получить карточку с фотографией и сведениями о владельце машины требовалось сдать экзамен. В Великобритании сдавать на права начали только в 1934-м.

Ну вот так и живем с тех пор: хочешь кататься – учись. Выучи правила дорожного движения. Вроде как все ясно. Оказывается – не всё и не всем. В Туве, как кажется, на дорогах еще сохраняется 19 век.

Вот, например, за один обычный, ничем не примечательных октябрьский денек сотрудники ГИБДД от управления отстранили 25 человек не имеющих и лишенных права управления транспортными средствами. И еще задержали пять пьяных водителей. Это – за один день! При этом, мы понимаем, что не проверяли и не могли проверить абсолютно каждого, кто был за рулем.

За неделю обычно и без всяких рейдов и особых проверок задерживают более ста (!) водителей, не имеющих или ранее лишенных прав. То есть, каждый месяц – 400-500 человек. А теперь добавим сюда еще и пьяных водителей – с начала года выявили более 2300 человек, которые были за рулем откровенно нетрезвыми.

В общем, не будем удивляться тому, что в 2020 году мы стали лидером по аварийности на автодорогах. Тува в лидерах и по числу пострадавших в ДТП на 100 тыс. жителей.

И почему мы не удивляемся…

Все абсолютно закономерно. Вот, например, с начала года в Туве задержали 23 педагогов, управлявших транспортными средствами в состоянии опьянения. Ну вот – есть с кого детям пример брать!

А, бывает, что сами родители сажают детей и подростков за руль без прав. В августе этого года 17-летнему студенту 2 курса Тувинского Сельскохозяйственного техникума мать купила автомобиль «ВАЗ 21140». На этом автомобиле 12 сентября они вдвоем и разбились. К счастью, не насмерть. Машина съехала с дороги и перевернулась на 17 километре автодороги «подъезд к с Эйлиг-Хем». Студента госпитализировали в реанимационное отделение. И мать ведь знала, что ее сын несовершеннолетний, и что у него нет водительских прав. Но для нас это как-то стало нормальным.

В тот же день (звезды, что ли так встали?) на дороге «Тоора-Хем – Ий» травмы получили два подростка 14 и 15 лет. Ключи от автомобиля «Тойота Корона» сыну добровольно передала мать. Она ведь точно знала, что он еще ребенок! И все же, сочла вполне нормальным дать «покататься».

Ладно, переходим к октябрю (звезды уже ведь переменили положение?). Первая неделя октября - два человека, не имеющих права управления транспортными средствами, устроили ДТП. Один сбил пешехода, который переходил проезжую часть в неположенном месте, другой – сбил человека, который вообще стоял на обочине.

И еще был один пьяный водитель, который сбил десятилетнего мальчика, переходившего дорогу по всем правилам дорожного движения. Мальчик только не учел, что мы живем в 19 веке, и водители не все удосужились выучить ПДД.

«Нельзя так делать»

Родители, которые сажают детей за руль обойдутся «легким испугом» - им назначили штрафы по 30 тысяч рублей. Детям, если они, конечно, не пострадали, вообще ничего не будет.

Согласно действующему законодательству: управление транспортным средством водителем, не имеющим прав, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей. Вождение машины человеком, лишенным прав - штраф тридцать тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов. Передача руля человеку, заведомо не имеющему прав, или лишенному такого права, - тридцать тысяч рублей.

Как-то не впечатляет. Интересно, а как у «них» - как за рубежом. Звоню родственнику в Германию. К счастью, в это время рядом с ним находился настоящий немец, владеющий русским языком (жена русская). Спрашиваю, что будет человеку, который ездит на машине без воительских прав.

В ответ слышу спокойное: «Нельзя так делать». Да, конечно, нельзя, у нас тоже нельзя, но если вот человек сел за руль без водительских прав? Так же спокойно говорит: «Нельзя так делать». Понимаю, что этот диалог можно продолжать вечно. Конкретизирую: «Вот я сейчас к вам приеду, сяду за руль вашей машины и поеду. Прав у меня нет. Что мне будет?».

Тут явно щелкнул переключатель. Наверное, бедолага представил себе русскую женщину, захватывающую его машину. Но процесс пошел! Оказывается, за такое непотребство будет внушительное наказание. Параграф 21 «Вождение без водительских прав» Закона о дорожном движении (Straßenverkehrsgesetz, StVG) грозит лишением свободы на срок до одного года или штрафом. Не таким штрафом, как у нас. Штраф в размере зарплаты после уплаты налогов от 5 до 360 дней. Да, у них штрафы – в днях. То есть – в заработной плате за день. Получается, что в качестве штрафа можно отдать всю зарплату за год-полтора.

Драконовские меры в Азии

Ну ладно, европейские законы нам не писаны, мы живем в самом центре Азии. Как там в Азии с законами? А там все сложно. И наши путешественники, очевидно уже поняв, что нельзя ездить без прав, в основном пишут о штрафах за пьяную езду.

В Германии, кстати, пьяный водитель попавшийся впервые, платит 500 евро, второй раз – 1000 евро, третье нарушение - целых 3000 евро! Евро сейчас – около 83 рублей. Три тысячи евро – 249000 рублей. В общем – четверть миллиона.

В Сингапуре водителя, которого уличат в том, что он сел за руль пьяным, могут выпороть. Для наказания применяют удары палкой (длиной более метра и толщиной около сантиметра). Кроме телесного наказания, автолюбитель рискует нарваться на штраф в размере 200-230 сингапурских долларов (один сингапурский доллар ~ 0,75 доллара США).

В Китае – уголовная ответственность. Срок лишения свободы от одного месяца до шести и лишение прав на три года. Говорят, что в Китае выгодно содержать заключенных, так как почти все лагеря имеют промышленные площадки, где узники трудятся … за еду. То есть, не сделал норму – остался без пропитания.

В Таиланде нетрезвого виновника аварии, в которой погибли люди, могут приговорить к высшей мере наказания.

В Японии водителю грозит как минимум 8700 долларов штрафа или пять лет тюрьмы. Плюс каждый его совершеннолетний пассажир заплатит штраф, эквивалентный 3000 долларов. Даже если это туристический автобус.

Вот в Африке, говорят, есть страны, где штраф крошечный - от пяти долларов, к тому же от наказания освобождают военных и чиновников. Не знаю, какие это страны. Да и особенно не верю. В ЮАР, например, штраф до $1000 и кратковременное тюремное заключение или исправительные работы.

Возвращаемся в Туву

Да, штрафы у нас небольшие. К тому же, и собрать их не легко. На начало октября за несвоевременную уплату штрафов за нарушения ПДД в службу судебных приставов направлено свыше 47 тысяч постановлений. Штрафы-то назначают, но…

Скоро, будем надеяться, все изменится. Уже есть прецедент. Одного человека осудили за повторную пьяную езду и назначили ему реальный срок лишения свободы, как сообщает прокуратура Тувы. Срок - шесть месяцев в колонии общего режима и лишение водительских прав на два года. К тому же за повторную пьяную езду начнут изымать машины до решения суда. А решение суда – дело долгое. Может, год придется подождать.

По крайней мере на дорогах будет спокойнее, пока пьяные «шумахеры» вынуждены будут обходиться без машины. Помогут ли эти средства? Поживем – увидим.

Ирина КАЧАН,

член Общественного совета при МВД Республики Тыва

Фотографии предоставлены пресс-службой УГИБДД МВД по РТ

За девять месяцев 2021 года в Туве зарегистрировано всего 355 ДТП, в которых погибли 79 человек и 506 получили ранения. По вине пьяных водителей погибли 34 человека.

Водители, не имеющие либо лишенные права управления ТС совершили – 122 ДТП. 

Водители с признаками опьянения (н/с и отказавшиеся) - 103.

С начала года задержали водителей, не имеющими либо лишенных права управления – 5 тысяч 547 человек.

За управление транспортными средствами в состоянии опьянения задержали 2 тысячи 289 водителей, за отказ от прохождения медицинского освидетельствования – 687.

Редакция «ТП»