Проблемы бывают большими и маленькими. Но когда он касаются детей, подростков, то становятся огромными. Потому что от того, какими они вырастут, зависит мир будущего. Это вроде бы и нехитрая истина. Но, приходится констатировать, что воспитательную работу мы в целом подзапустили. Совет отцов РТ собирается исправить ситуацию.
Проценты, которые пугают
Пугать могут разные проценты – и рост цен, и инфляция. Но самые страшные – рост преступности. И хотя в целом пов республике преступность заметно уменьшилась, но…
Вот это самое «но» пугает. Это – подростковая и женская преступность. В целом преступность в Туве сократилась на 22 процента. Причем, процесс снижения идет постоянно. Тяжких преступлений стало на 21 процент меньше, случаев воровства - вообще на 30. Но на 14 процентов увеличилось число преступлений, совершенных несовершеннолетними. Растет и женская преступность. Если в 2021 году женщины совершили 620 преступлений, то в 2022 году, уже 686. Если сложить преступность несовершеннолетних и женскую преступность – получится 22 процента – больше, чем пятая часть – всех преступлений, совершенных в Туве.
Тысячи детей живут в неполных семьях. Матери-одиночки в наше время могут нормально содержать детей: кормить, одевать-обувать. Но вот с воспитанием мальчиков не все справляются. Кстати, и девочкам нужен отец – хотя бы для того, чтобы они получили представление о правильной модели семьи.
Начало
Шестого апреля председатель Совета отцов Республики Тыва Хонук-оол Монгуш выезжал в Тээли (Бай-Тайга) и Ак-Довурак, общался с подростками, рассказывал о роли мужчины в семье и в жизни вообще. Одна беседа, конечно, вряд ли может серьезно повлиять на характер, на судьбу человека. Но Совет отцов уже составил план, который будет реализовывать в этом году.
План состоит из трех направлений: формирование личности, формирование мужчины, формирование отца. Конечно, подростки еще и не думают становиться отцами – сами пока дети. Но пройдет несколько лет, и ситуация изменится. Девочки с детства готовятся к роли матери, играют в куклы. А мальчики? А мальчики должны для начала осознать свою меру ответственности за семью. И за страну тоже.
Хонук-оол Доржуевич говорил о том, о чем должны детям говорить отцы, но не у всех они есть. О том, как важно выбрать подругу правильно. Романтика и прочее – быстро пройдут, но надо найти такую девушку, чтобы не расходились во взглядах.
Говорил о том, как важна ответственность. Мужчина – добытчик. Он должен содержать семью. На его совести и обеспечить семью дровами и углем, например, и – финансовая основа. Не важно как: работа в офисе или животноводство. Если у мужчины нет источника дохода – он пока и не готов к семейной жизни. Если новую «ячейку общества» - содержат родители мужа или жены, то и нет никакой «ячейки» - они пока так и живут в семьях своих родителей.
И – один из главных моментов – не нужно огромных пышных свадеб. Не нужно лезть в кредиты. Это – трусость. Это – боязнь: кто что скажет. Говорят, что были такие традиции? Но это не так. Хонук-оол Монгуш говорит, что никогда не было в Туве таких традиций, чтобы дарили подарки всем присутствующим. Молодые люди денег еще не заработали, а их родители начинают выплачивать «свадебные» кредиты, вместо того чтобы и самим нормально жить, и достойно помочь детям в их новой жизни. Вот, кстати, сами родители, часто просто расписывались и проводили очень скромные свадьбы.
На своем примере
В Ак-Довураке перед студентами выступал Мерген Анай-оол. Он на основании личного опыта рассказал, что формирует характер. Конечно, всегда можно учиться на собственном опыте, но это бывает больно, лучше перенять опыт других людей. Поэтому учащиеся сочли, что его рассказ очень интересен – они поняли основной смысл.
А суть проста: весьма некрупного мальчика отдали в школу в шесть лет. Он был самым маленьким, да и младшим. Многие были старшего его на два, а то и три года. Потом довелось учиться в интернате – семейная ситуация была сложной. Старшие мальчики могли обижать младших, отбирать у них сладости. Поэтому маленький Мерген сладости съедал сразу. Не потому, что хотел есть, а потому что не хотел, чтобы кто-то у него что-то отбирал.
Не мог побеждать своих обидчиков силой? Тоже не беда, уже тогда он понял, что надо хорошо учиться, и в этом быть сильнее.
Когда учился в интернате, сельские мальчики тоже порой обижали интернатских, могли заставить делать какую-либо работу за них. Но маленький Мерген сказал, что он – не раб, и никто не может заставить его что-то делать.
В общем, нужно уважать себя, не позволять себя обижать и запугивать. Да, мальчишки бывают и жестокими, могут и побить. Но можно все же дать достойный отпор. Ябедничать вроде бы и не хорошо, но если кто-то откровенно нарушает закон, об этом сказать надо.
Вот, вроде и ничего сложного, но такое надо знать. Во-первых, никому нельзя позволять унижать себя. Во-вторых – найти у себя сильный качества, которые помогут строить свою жизнь.
Ниндзя и воин
А вот о возможности мужского воспитания на совершенно конкретном примере прямо во время беседы со школьниками в Тээли. Я сижу, слушаю, записываю выступающих. Рядом сидит симпатичный мальчик, играет в телефоне. На экране бегают ниндзя, бегут, а потом падают. Жалко, конечно, крошечных ниндзя. Да ладно, главное, чтобы парень сам в будущем не оступился и не упал.
Между тем, на сцене выступают уважаемые люди. Ведь специально пришли в свое нерабочее время поговорить с ребятами. Почему я не делаю замечание? Так ведь ребенок же! Ну, пусть поиграет.
А выступает Артыш Чуглур – ветеран чеченского конфликта, участник СВО, приехавший в отпуск. А там ведь все по-другому. И там есть понимание, что ты нужен и делаешь важное дело. Ответственность? Это в зоне боевых действий чувствуют все. Мужчина должен быть защитником – это что-то генетическое, что-то очень глубоко в крови. Главное – чтобы парни оттуда вернулись домой. Они смогут многое изменить в лучшую сторону.
Артыш Чуглур после выступления идет по проходу, подходит к мальчику с ниндзями. Он сказал ему всего несколько слов, и тот быстро спрятал телефон, было видно, что подростку стало неловко.
Ну вот это и все, что надо знать о мужском воспитании.
Два Кодекса
Есть Кодекс чести мужчин Тувы, есть Кодекс мужчины и отца – это свод этических правил, которые были разработаны отцами России в содружестве с историками и исследователями традиции российского отцовства.
Кодекс чести мужчин Тувы мы, вроде, знаем больше. Есть мнение, что даже нет смысла особенно заморачиваться с воспитанием – в Кодексе ведь всё прописано. Надо просто объяснить детям, что следует вести себя в соответствии с этими правилами.
Распечатанный Кодекс чести мужчин Тувы висит, пожалуй, в каждой школе на видном месте. Но… оказывается не все мальчики могут вспомнить его статьи. И, как говорят, никто не занимался с ними толкованиями Кодекса, возможностью его применения в обыденной жизни.
Хонук-оол Монгуш в своем выступлении как раз и говорил о том, что значит каждая статья. Он рассказал и про российский Кодекс, о котором почему-то вообще мало что знают. Вот статьи российского Кодекса:
«Я - мужчина, и я сделаю всё от меня зависящее, чтобы защитить свою семью, ближних, слабых и своё Отечество от нужды, вражды, растлителей и разорителей.
Я - мужчина, и для меня важна история моей семьи и моей Родины, потому что я сын и потомок великого народа.
Я - мужчина, и я в ответе перед Богом за то, что происходит со мной, моей семьёй и моей страной.
Я - мужчина, и быть достойным мужем и отцом для меня - одно из важнейших дел на земле. Муж и отец - это опора для жены, пример для детей и их наставник.
Я - мужчина, и я всегда верен истинным принципам мужественности, чести, совести и созидания.»
Очень похоже на Кодекс чести мужчин Тувы. Но каждая статья обоих Кодексов заслуживает отдельного разговора, отдельной беседы. Это надо не просто декларировать, но и объяснять. И, как кажется, главное здесь – ответственность. Мужчина – это тот, кто берет на себя ответственность за свою семью и за свою страну.
Ирина КАЧАН.
Фото Буяна ООРЖАКА.
"Тувинская правда" № 25 от 8 апреля 2023 года.