О породе тувинских овчарок то начинают много говорить, то забывают вовсе. Но слово «забывают» не относится к владельцам собак этой породы. Сейчас на Наадыме Надежда Ооржак вновь вызвала интерес своей инициативой создать клуб для возрождения собак тувинской породы.
Любая собака, без сомнения, прекрасна. Они верные друзья и помощники человека издревле. А аборигенные породы вообще идеальны: в ходе жесткого естественного отбора, отбраковываются все нежизнестойкие формы. Жить и продолжать свой род остаются только физически и психологически крепкие, наделенные сильной генетической памятью, ярко выраженными инстинктами, наиболее приспособленные к особенностям климата, в котором живут и работают.
Надежда Геннадьевна Ооржак – просто фанат этой породы! Она о них многое рассказала. Но сначала – о ней самой и ее инициативе. Она живет на Вавилинском затоне, домохозяйка. Абсолютно уверена, что говорить о традиционном образе жизни, о традиционной культуре невозможно, если не будет восстановлена популяция местной породы собак. «Мальчика» она взяла в Монгун-Тайге, в сумоне Тоолайлыг – там сохранились эти собаки. А прошлой осенью в московском питомнике «Монгун-Тайга» взяла «девочку». Собачка еще молодая, пока щенков нет. Будет ли у Надежды Ооржак свой питомник? Вряд ли. Хотя, если у нее есть породистые собаки, и у них будут щенки, их ведь надо куда-то пристроить. Но пока речь идет только о клубе. Клуб – не как ДК, а просто клуб по интересам. Пока они общаются в основном в соцсетях, по мере возможности помогают друг другу. Если надо будет где-то собраться «живьем», то – на Вавилинском. Но бывает нужна и другая помощь. Например, собак надо приучать к работе. Основная работа – охранять скот. У Надежды Геннадьевны уже была возможность отправить собак «на каникулы» на чабанскую стоянку в Пий-Хеме. Но это, конечно, только эпизод. А чтобы выросли действительно хорошие пастухи, их надо готовить с детства и постоянно.
Тувинские овчарки – идеальные пастухи. А если получится стая хотя бы из трех собак, то человек-пастух вообще может отдыхать. Собаки и сохранят стадо или отару, и домой пригонят, смогут отличить и отделить чужих овец от своих. Альфа-самец может справиться с волком, он и на медведя пойдет – не побоится. Но волки в одиночку редко охотятся, так что лучше действительно иметь нескольких собак.
Тувинская собака - кадарчы ыт – не имеет узкой специализации, она универсальна: может охранять дом, может пасти скот, да и на охоту можно брать. При этом она добрая и ласковая. Ей можно доверить присмотр за детьми. Кстати, она еще и независимая. Хозяина слушается, но не беспрекословно: самостоятельность принятия решения у нее в крови – память предков. В общем – как хороший солдат.
В Монгун-Тайге разводят яков, и тувинские овчарки отлично справляются с ролью пастухов сарлыков. Хотя и при стаде ведут «полудикий» образ жизни: они самостоятельно находят пропитание, охотятся на сурков (тарбаганы внесены в Красную книгу, но собакам – можно), прячутся от непогоды в самостоятельно вырытых ямах-норах. Там же, в основном, и сохранились тувинские овчарки. В других кожуунах их меньше. В московском питомнике «Монгун-Тайга» их немало, но Москва далеко. Надежда Ооржак считает, что нам надо разводить больше собак именно здесь, в Туве они пригодятся в любом районе.
Ирина Качан.
Фото автора.
Монгун-Тайга и «Монгун-Тайга»
31 июля 2024
61