Все, что происходит на этой территории, как будто освящено величием самой высокой горы Восточной Сибири – Монгун-Тайги (3976 м). Ее покрытая снегом вершина – на всех памятных фотографиях, которые вручаются гостям района. На них Монгун-Тайга летом, зимой, в разных лучах солнца, с южной, северной сторон. Нынешнее лето в Монгун-Тайге необычно дождливое. Один день солнечный, потом – два дождливых. В этой ситуации сложно высушить и заложить на зиму корма. Зато на пятачках, где есть травостой в этом году удается даже косить дважды.
По дороге в Кызыл-Хая Сылдыс Борисович Донгак, местный снежный барс (46 раз восходил на Монгун-Тайгу!), показывает председателю районной администрации Александру Донгаку подросшую новую траву. И уже на обратном пути – там кипела работа. Оказалось, что работающие с газонокосилками – это заместитель председателя администрации по сельскому хозяйству Чойган Иргит, Якбараш Саая, директор центра занятости Монгун-Тайгинского района и Амур Донгак, специалист финансового управления.
- Почему мы сами косим? Потому что надо спешить. Участок небольшой. Готовим муниципальный резерв кормов, - поясняет Чойган Иргит.
Могенбуренцы также по договоренности командируют свои бригады на сенокос в другие районы Тувы, где с травами получше. Обеспечивают их всем необходимым. Но своя трава лучше. Яки неохотно едят «чужую» траву.
В дни поездки сенатора, когда в Кызыле было 19-21 градус тепла, в Монгун-Тайге – 11-12. По-настоящему летним можно назвать лишь один месяц – июль. Остальные больше похожи на весну или осень. А зимы здесь затяжные и суровые. Местным жителям помнится зима, когда температура воздуха держалась ниже 40 градусов несколько месяцев, и это стало очень суровым испытанием для чабанов. Мороз и обильные снегопады вызвали бескормицу и падеж скота. Особенно пострадали сарлыки, чей дневной рацион составляет только подножный корм. «От низких температур они сначала слепнут, а потом погибают. Первыми – быки-производители, - рассказывает глава ГУП «Моген-Бурен». – Пало 400 животных».
Дороги Монгун-Тайги
Жители отдаленной Монгун-Тайги очень зависят от работы дорожников. В снежные зимы район из-за заносов бывает практически отрезан от "большой Тувы". Дорога после Хандагайты через Саглы обслуживается овюрскими дорожниками и не всегда качественно. Монгун-тайгинское предприятие «Дорожник», которое берет эстафету после них, старается не подводить земляков. Этот участок всегда ухожен.
Нынешний дождливый июль вызвал разлив рек. Пострадали пять районов Тувы. Но монгунтайгинцы больше других – были размыты, снесены, а где-то и обрушены мосты. Всем миром, всем народом помогали чабанам где-то переправлять скот. Народной стройкой восстанавливали малые мосты. Дорожники отсыпали запасные дороги, по которым на «Уралах» можно было перебраться через реки. Оперативно помогло предприятие Сергея Уюсова «Восток». Установило резервный мост, пока не будет отремонтирован старый. Председатель администрации района Александр Донгак показывает сенатору работу дорожников. Их тяжелую технику местные власти оперативно перебрасывают на самые «горячие» точки, где вдруг размывается путь. Не менее дождливый сентябрь расслабляться не позволяет.
Но главная мечта монгунтайгинцев – это новая хорошая дорога на Кош-Агач. До алтайского села по проектному пути через горный хребет где-то 62 км, а пока до соседей ведет грунтовка длиной около 130 км, по которой через Кош-Агач на Огундайский мясокомбинат монгунтайгинцы гонят скот. Далее этот путь выводит на Чуйский тракт.
В 2018 году поручение республиканскому Миндортрансу начать проектирование этого пути после переговоров с руководством Республики Алтай дал глава Тувы Шолбан Кара-оол. Сейчас с планами федерального Минтранса сформировать опорную сеть дорог, в первую очередь, соединяющую регионы России, эта цель становится более реализуемой. Как сообщила Дина Оюн, завершается проектирование первого 12-километрового участка этого сложного пути.
Соседи
Алтайское село Кош-Агач – это путь в цивилизацию. Административный центр самого крупного алтайского района – Кош-Агачского – имеет все: пару сотовых операторов и хороший интернет (в Кызыл-Хая нет Интернета, и нет сотовой связи), торговый центр, школы, детсады, дом культуры, библиотеку, почту, больницу, рынок, кафе, гостиницы, автозаправочную станцию. «Там еще аэропорт! – уточняет Ошку-Саар Аракчааевна.
В алтайском Кош-Агаче проживает более 9000 человек. Это в шесть раз больше, чем в ближайшем тувинском Кызыл-Хая. Дорога поможет двум регионам с турпотоками, которые сейчас предпочитают не там, где комфортнее, а там, где красивее и загадочнее.
Стройки
Построить дом в Монгун-Тайге – подвиг! Вокруг 1-2 дерева на десятки километров. А завозить по уже упомянутой нами рисковой дороге очень дорого! И сложно. Поэтому район давно борется за более высокий коэффициент строительства. Ведь транспортные расходы съедают львиную часть всех расходов. Да еще при сложных стройках – не все водители готовы перевозить крупногабаритные грузы по монгунтайгинским серпантинам.
Именно поэтому, как поясняет сенатору председатель администрации района Александр Донгак, до сих пор, несмотря на большой спрос силами района не смогли построить туристическую базу, хотя желающих приехать из алтайского Кош-Агача в Кызыл-Хая много. А туриндустрия для Монгун-Тайги – очень перспективное направление. Только сначала нужна дорога на Кош-Агач и стабильное электроснабжение, говорят местные власти.
Тем не менее сегодня село Мугур-Аксы, административный центр района, - это, к радости селян, стройплощадка. Идет строительство большого нового клуба – 1000 кв. м! ООО «Стройсервис» (Кызыл) возводит его на металлокаркасах. Все стройматериалы завозятся. Объект защитили по новой, очень помогающей тувинским селам федеральной программе «Комплексное развитие сельских территорий». Министр сельского хозяйства Айдын Дун доволен, что республике удалось вписаться в эту программу.
По ней же в районном центре обустраивается сквер. Председатель администрации проект подготовил еще в 2018 году. А тут как раз кстати и новая программа!
А еще в рамках «Комплексного развития сельских территорий» возводятся два дома для специалистов. В одном из них уже висят люстры, ведутся отделочные работы. А будущий жилец – главный врач Монгун-Тайгинской центральной районной больницы Найдын Сарыглар, которого местным властям удалось убедить сменить Барун-Хемчикский район на далекую Монгун-Тайгу, все еще сомневается въезжать ему или нет.
- Думаю, может, этот дом отдать для двух врачей нашей больницы. Ездил в Минздрав на распределение. Там самый главный вопрос всех молодых специалистов – обеспечиваем ли жильём. Если я заселюсь, то привлечь врачей уже не смогу. А какая больница без врачей? Я-то, наверное, найду жилье, попробую снять. А им точно надо будет. В общем, еще не решил, как этим новым домом наша больница распорядится.
Самая востребованная, но пока не осуществленная стройка – это новая школа для села Кызыл-Хая. Нынешняя 1936 года ветхая постройка уже не отвечает современным требованиям. А интернат вот уже два года признан аварийным, и закрыт. Директор Орлан Комбу обивает вместе с местными властями все пороги, чтобы добиться скорейшего строительства новой школы. Министерство образования республики поддерживает инициативного руководителя. Но, увы, согласование новой школы в федеральной программе, по информации регионального минобразования, стоит только на 2023 год. Сможет ли помочь сенатор в передвижке на более ранние сроки – пока вопрос открытый.
Кстати, старенькая школа чистая и аккуратная. А еще с уникальным оформлением всех ее стен. Там есть, например, галерея «Гении всех времен». В ней Альберт Эйнштейн, Никола Тесла, Михаил Ломоносов и другие. Но начинает ее портрет Монгуша Кенин-Лопсана. Народного писателя Тувы, философа и мыслителя.
Сопровождающая гостей Людмила Очур-оол, представитель главы республики в районе, обращает внимание на надпись над длинным школьным коридором. На трех языках: русском, тувинском, английском: «УЧИСЬ И ДЕЙСТВУЙ»!
Классный девиз для юных монгунтайгинцев.
Ника КУУЛАР
Фото Виталия ШАЙФУЛИНА