Тувинская правда 12+

МОНГУН-ТАЙГИНСКИЕ ВСТРЕЧИ СЕНАТОРА

14 сентября 2020
50

«Как бы дороги подремонтировать. А еще лучше добиться прямого сообщения с алтайским Кош-Агачем. Нам туда ближе. А вот дороги нет. И вот еще. Установленный комплекс солнечных батарей – это хорошо. Дизель стал стабильнее работать. Тоже плюс. А вот сети в поселке совсем ветхие, отсюда и постоянные проблемы. Электричество нестабильное», – наперебой делились своими проблемами с приехавшей в Монгун-Тайгу Диной Оюн местные предприниматели. Здесь впервые принимают члена Совета Федерации.

 

Далековато добираться – более 500 километров, из которых чуть больше половины – асфальтированная федеральная трасса Р-257, а далее после оставшегося в 13 километрах от дороги села Хандагайты – грунтовка с серпантином и отдельными участками – серьезными проверками для автомашин и водителей. Поэтому первому в их истории сенатору здесь были очень рады. Ее командировка в Монгун-Тайгу началась с «трехэтажного» Кызыл-Хая.

 

Село в три яруса

Монгун-тайгинское село Кызыл-Хая (Красная скала) – одно из самых высокогорных поселений России – высшая точка приграничного тувинского села расположена на уровне 2700 метров над уровнем моря! (дагестанское село Куруш, считающееся самым высокогорным в России, расположено на высоте в 2560 метров над уровнем моря).

Тувинское село «трехэтажное». Так говорят местные жители, которых числом 1400 человек. И 2700 метров – это как раз третий «этаж», где расположены бюджето- и работообразующие предприятия села – совхоз «Моген-Бурен» и СПОК «Сайзырал». А на первом «этаже», например, стоит старенькая школа 1936 года постройки. Где местные учителя во главе с энтузиастом-директором Орланом Комбу смогли обустроить к началу нынешнего учебного года уютную и оборудованную всем необходимым столовую с пищеблоком. Для горячего питания младшеклассников. Еще школа – главный экспериментатор того, что может вырасти на суровых каменных почвах Монгун-Тайги.

Сажают разные породы деревьев, следят за ними. Но затяжную зиму с минус 50 градусами мороза выдерживают единицы. В основном «растут» камни. Как говорят ученые, которые любят в летний период здесь разбивать лагеря и изучать чудесный край, лунные пейзажи Монгун-Тайги – это результат схода ледников. Нынешним пандемичным летом творческая молодежь украсила камни картинами на монгун-тайгинские сюжеты. Получилась «лунная галерея».

 

Женщины Монгун-Тайги

С 7 часов утра вокруг сельской конторы ГУПа «Моген-Бурен» много людей. На утренней планерке руководитель предприятия Ошку-Саар Ооржак, «наша Аракчааевна», как ее чаще называют селяне, раздает планы-задания на день.

Самое напряженное направление – заготовка кормов. Женщины во главе с боевой Марией Хертек раскладывают на просушку заготовленное сено. Сенатору женщина-заводила представляется звонко и бодро: «Просто Мария!» Мария Нордатовна возглавляет местный союз женщин. Сейчас, например, женская половина «Моген-Бурена» готовится к фестивалю рукоделия из шкуры и шерсти сарлыка, хотят показать девчатам, чем могут заниматься в зимний период рукодельницы. Женщины ловко разносят по территории хозяйства сброшенную с грузовика траву. Взяв вилы, им помогает и Дина Оюн. Все работают споро и весело. «Просто Мария» предлагает сфотографироваться. «Не каждый день сенатор с нами работает!».

Альпийских лугов здесь нет. Только стелющаяся по земле колючая незаметная редкая травка – изиг от (огненная трава – по-тувински). Но ее обожают щипать овцы, козы и яки. Она и придает уникальный вкус местной баранине. Это, кстати, подтвердили недавние лабораторные исследования Научно-исследовательского испытательного центра (НИИЦ). Для анализа качества баранины ученые взяли образцы мяса из Монгун-Тайгинского, ДзунХемчикского и Эрзинского районов.

Выяснился один общий минус тувинской баранины – избыток насыщенных жирных кислот. Зато по содержанию белка все они соответствуют мировым стандартам. Монгун-тайгинскую баранину отличило также и большое количество витаминов группы В. Для этого нужно делать много перекочевок. Скот нуждается в новых пастбищах, новой изиг от.

Маруся Чамзы, хозяйка большой отары овец и яков, перекочевала буквально за день до приезда гостей в местечко Кара-Белдир. Она знакомит сенатора со своим хозяйством. Особая гордость – солнечная батарея – призовая, врученная на одном из Наадымов. Благодаря ей комфорт почти городской – работает холодильник, телевизор. Вот только после перекочевки настроить телевизор сложно.

Маруся Александровна растит одна четверых детей. Супруг – известный животновод и спортсменборец Сергек-оол Чамзы – погиб два года назад, спасая тонущего друга. Дочь Чимис – студентка. Бадыма выучилась на кинолога, трудоустраивается в Погранотряд (граница ближе, чем где-либо! Пограничные столбы на отдельных участках дороги буквально в двух-трех метрах от трассы!). Сын Бады учится в восьмом классе. А с гостьей из Москвы первой познакомилась семиклассница Чинчи. Девочка очень хочет выучиться на военную специальность и служить в армии. Считает, что это почетно и важно. А пока с удовольствием помогает маме. Все умеет. И доить тоже.

В единственном в России племенном сарлыководческом хозяйстве ГУПа «Моген-Бурен» с утра идет дойка сарлыков. Здесь, в Монгун-Тайге, сарлык – главная корова, хотя мохнатая и хрюкает. А обычную корову здесь называют «тас инек» (лысая корова). Доярка Оюмаа Дорун-оол находит общий язык с каждым животным. Надоить от одного сарлыка в день можно не более 2–3 литров молока, жирного, полезного. Из него на монгун-тайгинском предприятии «Сайзырал» изготавливают курут, сметану, творог, кумыс, сливки, йогурт и даже мармелад. Руководитель предприятия Сай Чыжыр-оол с гордостью представляет все эти деликатесы.

 

Все эти блюда предприятие раз в два года привозит на гастрономический республиканский фестиваль «Ак Чем» («Белая пища») в Кызыле. Правда, в этом году монгун-тайгинцы заняли только третье место. В зачет шли объемы производства. А сравнить надои молока с обычной коровы (более 20 л.) и сарлыка (2-3 л.) невозможно. Организаторы фестиваля обещали исправить свой просчет при подготовке следующего фестиваля, который пройдет в 2022 году. Здесь же, в «Сайзырале», есть и своя теплица. Огурцы, помидоры, свекла, морковь, зелень – все своё. Только она не круглогодичная.

(Окончание в следующем номере)

Ника КУУЛАР. Фото Виталия ШАЙФУЛИНА

 

 

 

 

 

 

 

 

Редакция «ТП»