Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Молодость, талант и перспективы

18 мая 2024
43

Тува во всех смыслах республика молодая. Не удивительно, что средний возраст предпринимателя в регионе зачастую колеблется между 20 и 40 годами. А в этом возрасте хочется созидать, творить, создавать, действовать и идти вперёд. В общем сил и энергии хватает, а вот практических знаний, современного и реального опыта может и не быть, но эта проблема решаема. Минэкономразвития республики и Центр «Мой бизнес» уже не первый год проводят всевозможные съезды, практикумы и встречи для земляков-бизнесменов. В Кызыле 14 мая прошёл IV республиканский форум «От самозанятости к реальному бизнесу». На нём выступили как местные акулы бизнеса, так и приглашённые гости – тренеры-наставники из Москвы и Новосибирска.

Знания на вес золота

Себя показать и на других посмотреть во Дворец молодёжи пришли более 150 деловых людей из столицы и районов Тувы. Не удивительно, что такие встречи пользуются спросом и большой востребованностью. По статистике ведомства, если в 2021-м число самозанятых не превышало 4400 человек, то к 2024 году эта цифра выросла в четыре раза и достигла 17455 человек. Популярностью в местном сообществе предпринимателей пользуются несколько сфер получения прибыли. Пальму первенства держат: салоны красоты, организация детского досуга, образовательные услуги, общественное питание, пошив одежды, кожевенное дело, изготовление ювелирных изделий и бижутерии. Эксперты изучили бизнес-климат республики и дали участникам встречи дельный совет. Во-первых, необходимо расширять горизонты, становиться пионером и новатором. Во-вторых, больше обращать внимания на высокие технологии, IT-пространства и программирование. А именно на написание софтов, приложений и программ, которые смогут стать полезными широкому кругу людей в регионе, стране или даже за рубежом. Эти продукты должны носить местный колорит и создавать запоминающийся тувинский стиль. Идея витает в воздухе, её лишь надо поймать, обдумать и грамотно оформить. Но и о классических и хорошо проезженных магистралях бизнеса забывать нельзя. Временно исполняющая обязанности директора Центра «Мой бизнес» РТ Ольга Сиирина объяснила, почему частное предпринимательство так популярно в Туве:

«Одна из причин бума бизнес-активности земляков – это желание работать на себя, лучше и эффективнее контролировать своё время, а также получать от деятельности своевременный доход. Иногда своё дело вырастает из увлечения или хобби. Например, хозяйка умеет выпекать вкусные торты. Сначала она делает это для семьи, потом для знакомых, а позже её изделиями может заинтересоваться широкий круг людей. И кухонный бизнес через какое-то время начинает приносить весомые средства. Именно он и становится основным источником финансов. Интернет — большой помощник в продвижении своей продукции и им нельзя пренебрегать. Ещё на форуме большое внимание уделили налогообложению, прогнозированию прибыли, расширению своего дела, источникам формирования клиентской базы и поиску новых рынков сбыта. Эти и многие другие знания помогут начинающим предпринимателям прочнее стоять на ногах и добиваться поставленных целей».

Стремись и дело пойдёт

Наставник из Новосибирска – Алина Телямишева провела игровой тренинг «Триггеры продаж». Она наглядно показала и рассказала, как надо предлагать, заинтересовывать клиентов и реализовывать свою продукцию. На первый взгляд методы простые, но их эффективность многим помогла завоевать место под солнцем и выстроить прочную цепочку бесперебойной торговли. Такие мировые тренды, наработки и позитивный опыт точно будут полезны в своём деле.
«О том, что реклама – это двигатель торговли не слышал только ленивый. Тут важно другое. Это знание необходимо уметь применять на практике и заставлять работать на свой бизнес. Первое время не каждый предприниматель может позволить себе профессионально сделанный официальный сайт, который рассказывает о его деятельности. Но страницы в популярных социальных сетях доступны для каждого. Через них можно и нужно поведать миру и людям о себе, своих услугах или продукции. Каждый посетитель твоих страничек должен думать, что ты обращаешься именно к нему и трудишься для него. Залог успеха – это постоянное обновление информации, ответ на комментарии и непринуждённое общение с потенциальными клиентами. Также надо проработать запоминающийся слоган, товарную марку и символику бренда. Хорошо бы наладить контакт с региональными «звёздами»: актёрами, спортсменами или блогерами. Они могут выступить лицом торговой марки, иными словами стать её амбассадором. Далеко не всегда за это нужно платить большие деньги. Если бизнес только набирает обороты, то можно в качестве благодарности за содействие рассчитаться бартером. Отблагодарить сертификатом на посещения салона красоты, одеждой собственного пошива или твоим фирменным тортом. В этом есть ещё один положительный момент: если подарок придётся по вкусу, то о нём узнают много людей, а это дополнительная реклама и возможность продвинуть свои товары», – посоветовала бизнес-тренер.

Путь к мечте

Вячеслав Толмачев познакомил бизнесменов Тувы со своим методом под названием «От идеи к реализации бизнес-плана». Суть в том, чтобы выбрать дело по душе, быть уверенным в своих силах, знать, как заинтересовать инвесторов своей идеей.
«Не надо сразу замахиваться на грандиозные проекты и пытаться строить замки из песка. Но всё же необходимо помнить, что великие бизнес-империи зарождались в гаражах и маленьких помещениях. В наше время государство большое внимание уделяет открытию нового дела и его продвижению. Ваша задумка должна быть максимально понятна комиссии или кредитному отделу банка. Они должны быть уверены, что вы не прогорите. Важно учитывать окупаемость мини-предприятия. Выручки должно хватать на оплату аренды, ЖКХ, закупку сырья, транспортные расходы и уплату налогов. Если есть наёмные работники, то тут прибавляется их зарплата, социальные обязательства и пенсионные отчисления. Для начала необходимо всё это покрыть и для себя средств немного оставить. С опытом начнут расти заработки, появится возможность расширить бизнес и нанять новых людей. Но это будет позже, а пока надо продумать, как открыть, умело вести и продвигать своё дело», – уточнил Вячеслав.

Сохранить и преумножить

Наталья Донгур создатель бренда стилизованной тувинской одежды «DONGUR». Девушка считает, что предпринимательство не должно стоять на месте. Необходимо постоянно развиваться, узнавать что-то новое и идти в ногу со временем:
«Тувинский национальный костюм красив, привлекателен и уникален. Но в то же время нельзя допустить чтобы он закостенел и перестал отвечать вызовам нового времени. Глобализация и урбанизация беспощадно стирают традиции и уклад жизни. Одежда зачастую становится однотипной и не отражает нашу идентичность и образ мышления. Поэтому модельерам необходимо искать новые формы и способы самовыражения. Национальная одежда, пошитая в ХХI веке, должна быть сбалансированной. Дань уважения канонам надо отдавать, но и полёт творческой мысли тоже нужен. Тут важно всё: материал, выкройка, фасон, удобство в ношении и аутентичность. Эта тема волнует великие мировые дома моды и выдающихся кутюрье. Они неоднократно обращали свой взор к национальной одежде европейцев, славян, жителей Азии, Африки и Южной Америки. Наша культура заслуживает внимания и её необходимо развивать, сохранять и укреплять. Чтобы тувинский национальный костюм продолжал жить, был удобен, практичен и отвечал всем требованиям современности. Так мы сможем сделать его ещё более популярным и притягательным», – уверена бизнес-леди.

Кирилл САМОХВАЛОВ.
Фото ИА «ТуваМедиаГрупп» и из открытых источников.