Модэ – кровавый тиран или «культурный варвар»? Это вопрос для историков. А для нас сейчас – персонаж спектакля «Модэ. Начало империи». Премьера состоялась 10 ноября в Национальном театре Тувы. Это – завершающий спектакль трилогии, для которой еще нет названия, но условно – «Великие полководцы», о тех военачальниках, которые оказали серьезное влияние на историю Тувы.
Модэ – человек и легенда
Ну вот именно о человеке почти ничего не известно. Сведения о нем сохранились лишь в китайских источниках. А кто же будет писать много хорошего о врагах? Напротив, если написать что-то плохое, будет понятно, что с таким человеком (и с его народом) можно и нужно воевать, не стесняясь в выборе средств.
Китайцы же и рассказали, как он добивался полного подчинения в своем войске. Мол, он приказал воинам стрелять в том же направлении, что и он. Невыполнение – смерть. Однажды он выпустил стрелу в любимого коня. Не все сразу поняли. Но тем, кто не выстрелил отрубили головы. Потом он выстрелил в свою жену. Тех, кто не выстрелил вслед за ним, обезглавил. Ну а потом Модэ выстрелил в своего отца. Вот тут уже никто не рискнул последовать его примеру.
Это – первая из самых популярных легенд о Модэ. Но есть и другая история, которая не легенда, а факт. Модэ, притворно отступая, заманил китайскую армию в пустыню Гоби, продержал ее там в осаде неделю. А потом согласился отпустить за огромный выкуп и… Договор Мира и Родства. После этого китайцы называли хунну «самыми культурными из варваров».
Это был первый Договор Мира и Родства, потом их будет еще несколько, но автором идеи был хуннский шаньюй Модэ. По договору китайская принцесса выходит замуж за «варварского» владыку, а император каждый год отправляет некоторое количество «подарков» родственникам-варварам. Взамен варвары обязываются не совершать набеги на Китай. Да, это унизительно для китайцев. Но что поделать. Это как раз тот самый худой мир, который лучше войны.
И вот это «изобретение» договора как-то не сочетается с характеристикой «кровавого тирана». Ну а создателям спектакля что делать? А это зависит от того, какую идею они хотят воплотить.
Режиссер-философ
Алексей Ооржак был великим режиссером. Не будем сейчас говорить о мизансценах и других чисто театральных деталях – специалисты это сделают лучше. А мы сейчас – об идее. Это ведь именно ему пришла в голову идея показать знаменитых военачальников. Но не исторически-биографически, а так, чтобы постановка несла какую-то важную мысль.
Возьмем того же Культегина. Многие в зале плакали во время монолога в финале. Это когда он размышляет о том, пожертвует ли он жизнью ради своего народа. Культегин еще говорит, а уже поднимается стела – могильный камень.
В пьесе он сдается в плен, зная, что его убьют, но будет обеспечен долгий мир для его народа. На самом деле он действительно умер довольно молодым – в 45 лет (по другим источникам – 48), но он умер от старых ран, в своей ставке, окруженный семьей. Но вот так – добровольно сдаваясь в плен – кажется, что правильнее.
В этом спектакле смысл – готовность пожертвовать собой. В спектакле о Субедее другой смысл – быть верным своему народу, сохранить его, защитить. Даже вдали от родины (у последнего моря) он служит своему народу.
Спектакль «Модэ» был задуман давно. Но – не случилось. Может время было не то. Мы же все знаем суть «тувинского времени» - любое событие, самое незначительное, хоть бы и приезд автобуса или какое-нибудь заседание-совещание, случается именно тогда, когда должно быть, а не тогда, когда люди планируют.
Да, сдали спектакль в этом году, хотя могли и в прошлом, да, театральный сезон задержался из-за ремонта. И да, премьера была не в самом начале сезона, а 10 ноября. В любом столичном театре именно в этот день спектакль вызвал бы шквал эмоций. Потому что смысл этого спектакля в том, что надо сохранять любой клочок земли…
Это мистика
Да, это мистика. Как раз, когда многие российские интернет-ресурсы вспомнили о Модэ, когда цитировали его слова, что земля – это основание государства и её нельзя отдавать.
Заслуженный артист Республики Тыва Леонид Кан-оол больше известен именно как артист, хотя у него уже было несколько интересных постановок. Трагедия-фантасмагория «Дембээрел» (В бреду), музыкальная драма «Моцарт и Сальери», яркая комедия «Ходжа Насреддин».
Потенциал у режиссера – огромный. И не случайно именно ему доверили завершить трилогию Алексея Ооржака. Да, было трудно. Главное – не выбиваться из стилистики, чтобы была именно трилогия, а не три отдельных спектакля. Должен был сохраняться некий общий культурный код. Но ведь у каждого серьезного режиссера есть свое видение. И даже своя философия. Но вот как раз в том, какой смысл должен быть заложен – Леонид Кан-оол был на «одной волне» с Алексеем Ооржаком.
Театр – такое место, где мистика почти приветствуется. Это, конечно, шутка, но порой здесь и впрямь происходят вещи, не поддающиеся рациональному объяснению. Говорят, что во время репетиций некоторые словно мельком видели Алексея Ооржака. Охотно верю. Сама видела во время премьеры. Он вроде бы шел вдоль противоположной стены. Но как-то недостаточно быстро достала фотоаппарат, голова человека, в котором я увидела Алексея Кара-ооловича оказалась как раз напротив светильника – и на фотографии осталось только большое яркое пятно.
Еще говорят, что аппарат, выпускающий дым, словно сам увеличивал подачу дыма в нужный момент. Потом эти параметры так и сохранили.
Но главная мистика как раз в своевременности спектакля. Он вышел как раз в то время, когда проблема сохранения земли стала наиболее важной. У многих сотрудников театра родственники сейчас находятся в Донбассе. Наверняка и у многих зрителей. Поэтому равнодушных не было.
Все ли удалось?
О том, что зрители думают о спектакле рассказать легко и просто – понравилось. Понравилось и всё. Молодежи понравились музыкальные номера, людям постарше – актуальность. Многие говорили, что до сих пор практически ничего не знали о Модэ, часть зрителей выразила желание побольше о нем узнать.
Леонид Кан-оол не ставил целью показать «кровавого тирана». Но и не оправдывает героя. Что поделать – времена были такие, империи не возникают просто потому, что кому-то этого захотелось.
Хорошо прозвучала мысль о земле. Как кажется режиссеру, недостаточно четко прозвучала другая мысль – о том, что никакой народ никто и никогда не сможет покорить. Уничтожить – это да, это как в стихотворении Маршака «Вересковый мед», шотландский король уничтожил пиктов – «малюток-медоваров». А вот покорить – никогда. Можно создавать союзы и жить в содружестве, но, если опасность будет грозить народу – он будет сопротивляться.
Хотя эта мысль тоже прозвучала – в первой части спектакля. Она показалась несколько затянутой. Может быть потому, что, зная примерно историю появления империи хунну, ожидали битв, сражений. А тут – просто человек убил волка. Модэ жестоко убил волка. Вроде, как и невелико преступление, но оказалось резонансным. Модэ берет на себя карму волка. Он теперь будет как волк защищать свою землю. И его военные успехи сначала были только реакцией на внешнего врага. Он уничтожает согдийского царя не из жестокости, а потому, что согдийский царь нападал первым.
Ну вот да, наверное, здесь и прозвучала эта мысль – что народ нельзя покорить, что любой народ будет защищаться, пока есть силы. Ну а когда сил становится много... Можно и империю строить. Гунны – это ведь военный союз, когда часть хунну смешиваясь и заключая союзы с тюркскими, восточно-сарматскими и угорскими племенами дошла до Европы.
Может быть в спектакле не слишком много именно истории, но переплетение смыслов с лихвой возмещает научную хронологию. Которую, кстати, никто особо и не ждет от пьесы, как от любого художественного произведения.
Смыслы «закладывали» и сыграли: автор пьесы – Народный писатель Эдуард Мижит, режиссёр-постановщик – Заслуженный артист Республики Тыва Леонид Кан-оол, художник-постановщик – Маннай Хомушку, композитор – Аяна Оюн, Модэ Шаньюй – Уран-оол Стал-оол, Туман Шаньюй – Заслуженный артист Тувы Олег Сат, Кидолу – Заслуженный артист России, Народный артист Тувы, Заслуженный артист Саха (Якутия) Эдуард Ондар, Хунси бег – Заслуженный артист Тувы Орлан Оюн и другие актеры Национального театра Тувы.
Создателей поздравляем с премьерой, а зрителей – с интересным зрелищем. Поучился как раз такой спектакль, который обязательно надо посмотреть для того, чтобы составить собственное мнение, обсудить, поспорить.
Ирина КАЧАН.
Тувинская правда №86 от 12 ноября 2022 года.