В республике в этом году на ремонт дорог направят свыше 3,5 млрд рублей. Более половины из них – федеральные финансы. В том числе средства национального проекта «Инфраструктура для жизни». Республиканский миндортранс уже успел освоиться с этим новым инструментом поддержки. Также в грядущей ремонтной кампании примечательно то, что фокус работ сместится со столицы на районы. Хотя, конечно, в Кызыле и его агломерации дороги продолжат и ремонтировать, и капиталить.
- Если раньше мы направляли 1 миллиард 200 миллионов рублей на ремонт дорог, то в этом году сумма возросла почти в 3 раза, - комментирует министр дорожно-транспортного комплекса Шораан Чыргал-оол. – Соответственно возрастут и объемы проделанных работ.
В дорожном ведомстве отмечают, что, как и раньше, работы будут вести на наиболее востребованных, то есть, с активным движением транспорта, или проблемных участках дорожной сети. В качестве примера последнего приводят проезд в село Хадын Пий-Хемского района от федеральной трассы Р-257. Четырнадцать километров дороги нуждаются в асфальтировании. Также продолжат ремонтировать трассу Кызыл – Сарыг-Сеп. Уже несколько лет ее поэтапно приводят в нормативное состояние.

- Подобным образом мы отремонтировали 31 «проблемный» километр дороги Кызыл-Бай-Хаак, - говорит Шораан Чыргал-оол. – Ежегодно работы переходили с одного участка трассы на другой. Но дорога в Сарыг-Сеп сложнее, протяженнее и объемы на ней больше.
Сложность там, как поясняет министр, связана со слабым грунтом, по которому местами проложена дорога. Ненадежную почву под полотном приходится просто изымать и заменять другим материалом. Объем земляных работ из-за этого возрастает.
Также из-за особенностей почвы, но уже других, к «сложному» в дорожном ведомстве относят участок на трассе Кызыл – Эрзин. Работы на нем начались в прошлом году, и, как было запланировано, тогда отремонтировали три из пяти километров на перевале. Два оставшихся должны привести в нормативное состояние нынче. Вместо слабых грунтов рабочие там сталкиваются с вечной мерзлотой. Вот она и сложность, а вместе с ней и дополнительный объем работ.
В целом по республике дорожные работы, включающие асфальтирование, запланированы на участках трасс Кызыл - Чадан, Чадан - Суг-Аксы, Чадан – Бажын-Алаак, а еще в Бай-Тайгинском районе недалеко от села Бай-Тал. Также в этом году начнут ремонтировать две крупные мостовые переправ на дороге Ак-Довурак – Абакан. Проект по ним готовили в прошлом году, а завершить работы рассчитывают в следующем.

Из наиболее крупных дорожных проектов в Кызыле и агломерации столицы Шораан Чыргал-оол называет завершение реконструкции улицы Колхозная. Работы на ней начали еще в прошлом году. В планах также отремонтировать четыре километра (с шестого по девятый) подъезда к селу Кара-Хаак. Но, возможно, что в нынешнем году там удастся сделать больше. Проект на несколько других километров сейчас почти готов, и в миндортрансе Тувы надеются воспользоваться механизмом опережающего финансирования, чтобы получить деньги на дополнительные объемы.
- Отдельно в регионе мы ведем работы, направленные на улучшение качества грунтовых дорог, - говорит Шораан Чыргал-оол. – Ремонт запланирован в Тес-Хемском районе на проезде в сторону села Ак-Эрик. Продолжим ремонтировать дорогу Хандагайты – Ак-Чыраа – Самагалтай. Там запланированы работы на двух участках. Будут работы и на подъезде к селу Кызыл-Хая в Монгун-Тайгинском районе и на дороге Хандагайты – Мугур-Аксы.
По последнему проекту, министр говорит, что участок, который в этом году там предстоит отремонтировать, 15 километров. Для изготовления гравия для верхнего слоя покрытия дороги, туда придется привезти дробилку. Работы включают еще и обновление дорожной инфраструктуры: мостов, водопропускных труб, ограждений.
За последние годы дорожная отрасль Тувы серьезно нарастила мускулы. Стимулом для нее стал национальный проект «Безопасные качественные дороги». За весь период его реализации с 2019 года в республике отремонтировали 136 проблемных участков дорог общей протяженностью 260 километров. Также в регионе были построены шесть мостов. Часть финансирования направили на приобретение и установку на дорогах 78 комплексов фотовидеофиксации.
В этом году эта мера поддержки перестала действовать, но регион на свои дороги привлекает средства нового нацпроекту «Инфраструктура для жизни» и госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий». Доля федеральных денег в общем объеме финансирования ремонтной кампании составляет более половины – 1,9 млрд. Остальное покрывают нынешние финансовые возможности бюджета республики. Сейчас по дорожным проектам, которые предстоит реализовать в этом году, готовится аукционная документация. Торги рассчитывают завершить к середине февраля.
Антон ПОСОХИН
Фото Буяна ООРЖАКА