Успешные истории компаний малого и среднего бизнеса в разных регионах доказывают, что, несмотря на сложную экономическую обстановку, страна развивается. В этом году, 11 июня, продакшн-компания «Оваа медиа» отметила свой седьмой день рождения. О том, как команде молодых людей удалось найти свою нишу на рынке, как стать успешным и производить контент федерального уровня в маленькой республике рассказал соучредитель компании Менди Наксыл.
Учредители компании Эрес Монгуш и Менди Наксыл знакомы еще с подросткового возраста, позже они часто пересекались по работе и с каждым разом приходили к мнению, что нужно открывать свою компанию. В то время сам Эрес работал у известного режиссера Владимира Копуша в Центре развития тувинской традиционной культуры и ремесел, а Менди на телеканале «Новый век».
– Как вы пришли к тому, что нужно открыть свою компанию?
– Первым толчком стало то, что начальство вносило свою корректуру и редактуру в проекты, которые мы создавали, а ты в итоге, как творческий человек, с этим не согласен. После очередного такого случая мы с Эресом решились основать свою компанию, оформили документы и 11 июня 2015 года открыли свое дело.
В свое время Менди учился на лингвиста-переводчика в Московском государственном лингвистическом университете им. Мориса Тореза по специальности «перевод и переводоведение», изучал английский и португальский языки. После этого он прошел годичные курсы профориентации во Всероссийском государственном институте кинематографии им. С. А. Герасимова по специальности «звукорежиссура аудиовизуальных искусств». В Москве ему удалось год поработать в одном из федеральных каналов в качестве дизайнера. В 2011 году по семейным обстоятельствам он вернулся в Туву с мыслью, что снова вернется в столицу, покорять ее. Но уже десять лет успешно работает здесь.
– За семь лет существования компании вы становились неоднократными победителями самых разных медиаконкурсов. Расскажите, что из всего самое значимое?
– Год после основания для нас был подъемным. В 2016 году мы стали лауреатами в номинации «Большая сцена» с клипом на песню «Tuvan Beat» Александра Куулара в престижной Национальной премии «Страна». Позже в этом же году мы заняли первое место во всероссийском телевизионном конкурсе «Федерация» в номинации «Родной язык» с документальным фильмом «Окаанчик». С тех пор, на нас обратили внимание, и мы тоже поверили в свои силы.
– Сложно было в первое время?
– Это сейчас можно сказать, что было сложно, а тогда мы просто работали. У нас не было трудоустроенных, жили от проекта к проекту. Также рынок только развивался, цены были непонятные. Изначально был слишком низкий ценник. Часто работали бесплатно для раскрутки компании.
– Медиасфера – это сразу необходимость работы с дорогостоящей техникой. Как вам удалось закупить оборудование?
– Нас поддерживали друзья, в том числе Владимир Копуш, Ангырак Ховалыг, также у меня была своя маленькая простенькая камера. Каждый просто таскал то, что у него было. В 2015 году я работал со своим ноутбуком, а Эрес со своим компьютером. Игорь Михайлович Кошкендей предоставил помещение в Центре развития тувинской культуры и ремесел. Сейчас там находится гардероб.
– Сколько человек сейчас работает в компании?
– У нас на протяжении семи лет, получается, что в штате на постоянной основе работают только четыре человека. Хотя на разных проектах нам всегда помогает большое количество людей. В целом, чтобы успешнее работать, не хватает 3-4 специалистов. Сейчас все производство держится на четырех людях, а это содержание телеканала и сам производственный процесс.
– Получается, вы все универсальные специалисты, которые могут взяться за любое дело?
– В целом, да. Но, с другой стороны, узкопрофильные специалисты тоже очень нужны. Хорошего специалиста можно вообще не найти, а если он найдется, то нужно за него держаться. Я имею ввиду, что у нас четыре человека против 50 человек в других компаниях. Нам тяжело работать, но интересно. За время существования компании нам удалось создать около 50 клипов, 15 документальных фильмов, провести еще больше прямых трансляций и съемок концертов, а количество рекламных роликов не счесть.
– Почему вы назвали компанию «Оваа медиа»?
– Однажды я принес большую стопку тувинских книг и сказал ребятам, что нужно придумать название компании. «Оваа медиа» – был самым первым вариантом, но я сам же забраковал эту идею, потому что «Оваа» – это что-то сакральное и священное. Потом мы перебирали разные варианты, например, было «Кайгал медиа». В итоге ребята меня убедили, что «Оваа медиа» – это лучшее название.
– У вас есть какие-нибудь традиции?
– У нас есть традиция брать с подножия горы камень и относить его на вершину. По философии получается, что камни живые и питают информацию. У камня вероятности попасть на вершину горы или возвышенности даже за миллионы лет очень мала. И если ты отнесешь камень на возвышенность, он будет тебе благодарен и обязательно расскажет, что ты хороший человек. Когда мы снимали свои первые работы, у горы Буура, Эрес взял камень с подножия и принес в офис. Мы на нем все расписались и через год отнесли его на вершину. Сейчас у нас тоже есть камень, как раз информацию впитал, и мы в скором времени отнесем его на вершину.
– С кем вы работаете?
– В основном мы работаем с юридическими лицами, госорганами, коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, много сотрудничаем по бартеру с музыкантами и артистами.
– Почему вы не занимаетесь частными съемками?
– У нас был первый и последний заказ на съемку свадьбы. После этого мы отказались от съемок частных мероприятий. Деньги деньгами, но мы все-таки хотим, чтобы развивались медиа и киноиндустрия в Туве. Мы хотим, чтобы наш контент уходил в массы, оставался в истории, а вот, к примеру, съемки свадьбы — это контент, который уходит на «полку». Это одна из причин, почему мы не занимаемся такой работой.
– Какой у вас был самый крупный заказ, может быть, самый сложный?
– Было очень много сложных заказов. Например, из последнего - документальный фильм компании «Тывасвязьинформ» про установку в республике оптоволоконных линий связи в отдаленные и труднодоступные населенные пункты. Съемки проекта проходили в течение года, фильм мы презентовали в этом году ко Дню связи. Презентационный ролик Республики Тыва «INTUVA. Tuva Journey» был так же очень сложным. Также можно отметить съемки чемпионата России по сумо. Мы обеспечивали полное медиасопровождение, в том числе и оформление зала. Мы подготовили документальный фильм про развитие сумо, рекламные ролики, провели прямую трансляцию. С каждой своей работой нам важно совершенствоваться. Мы стараемся сделать то, что обещаем заказчику. Также делать продукт качественным, чтобы его могли оценить за рубежом. Важно не снижать планку. В визуальном и звуковом плане все должно быть идеально. Поэтому, по сути, каждый проект для нас сложен, чем и интересен.
– Когда поступают крупные заказы, вас это не пугает?
– Нам нравится, когда работа кипит и есть возможность творить.
– Расскажите пожалуйста про гранты. Чувствуется ли их поддержка?
– В 2016 году мы получили самый первый грант. Это был грант Главы Тувы в сфере СМИ и медиакоммуникаций на создание телеканала. Мы получили 620 тысяч на покупку оборудования. Тогда мы купили микшер, камеры и два компьютера. Одним из последних грантов был грант Министерства информатизации и связи Республики Тыва на съемки программы «Монологи». Из федерального уровня мы выиграли грант Российского географического общества на создание документального фильма про Ричарда Феймана. Я считаю, что гранты – это возможность развиваться. Главное выполнить три этапа: первое – защитить и получить грант, второе – реализовать его и третье – отчитаться. Благодаря грантовой поддержке и в целом общей работе за семь лет мы расширились с помещения в 20 квадратов до студии в 200 квадратов. За это хотелось бы выразить отдельную благодарность компании ГААО-2, которая выделила помещения для нашей новой студии.
– Какие у вас планы на будущее?
– Планируем увеличить свой штат, снимать фильмы и сериалы, сделать из нашего сайта полноценный стриминговый сервис. Кроме того, в этом году мы планируем продолжить работать над музыкальной премией «Оваа медиа» Ovaa Music.
Также на данный момент мы подали заявку в Фонд культурных инициатив, документы на аккредитацию, чтобы зарегистрироваться как ИТ-компания. Сейчас государство уделяет большое внимание ИТ-компаниям.
Активные и талантливые получают возможности для самореализации в разных субъектах России. Несмотря на то, что на первый взгляд, медиа и киноиндустрия развивается только в крупных мегаполисах, в Туве господдержка и инициативность молодых ребят в тандеме стало определяющим фактором в развитии компании.