Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Мечта, а не школа!

30 ноября 2020
55

Интересно, каким же может стать маленькое село Ийи-Тал в ближайшем будущем, если там появилась такая школа? Необыкновенная школа, которая с каждым днем становится все необыкновеннее!

Две Вербы

Когда-то где-то здесь, на берегу реки стояли две вербы. Будем надеяться, что и сейчас они там стоят. И они были главной достопримечательностью этого местечка, потому и назвали его Ийи-Талом (Две Вербы, Два Тальника). Потом – появилось село. Интересные места в историческом плане, но не особо комфортные для жизни. И, да, и – школа.

Школа «упихнулась» в несколько крошечных избушек. Основное здание (основная избушка!) в котором учились пятиклассники, открыло двери ученикам в 1941 году. Здание начальной школы построили в Арыскане в 1938 году, а в 1969 году перевезли в Ийи-Тал. А здание интерната перевезли в Ийи-Тал из села Хайыракан. Там разместились 22 школьника. Сейчас все это читается, как какая-то древняя история. А ведь это было не так уж и давно. В школе бревнами подпирали стены и потолок – страшный сон любого сотрудника Роспотребнадзора и уполномоченных по правам детей.

Говорят, если школа далека от волнующих людей проблем сельской жизни, она вряд ли может рассчитывать на активную поддержку людей. А там, где школа проявляет не просто интерес, а принимает живое участие в их решении, создаются предпосылки для оказания помощи школе и ее подопечным.

Небогатое село и откровенно бедная школа. Чем они могли помочь друг другу? В общем, до недавнего времени это было село в которой главной достопримечательностью так и был тальник. Среди которого, вероятно сохранившиеся две вербы.

Агрошкола

А потом вдруг появилось яркое здание агрошколы. Пишем вдруг, хотя все было давно продумано. Но не все же знали кто о чем думает. А для обычных людей, проезжавших по дороге, оранжевый дом появился именно «вдруг». Построили быстро. Быстро и сдали: школу и интернат.

Изначально предполагалось, что здесь будут учиться 184 ребенка: 134 – из села Ийи-Тал, 50 – детей участников губернаторского проекта «Кыштаг для молодой семьи» из 12 кожуунов: Бай-Тайгинского, Дзун-Хемчикского, Каа-Хемского, Кызылского, Овюрского, Сут-Хольского, Тандинского, Тес-Хемского, Улуг-Хемского, Чаа-Хольского, Чеди-Хольского и Эрзинского. Для детей «кыштаговцев» как раз и построили интернат.

Начало было хорошим: прекрасное здание, со всеми современными удобствами, с душем в раздевалке спортивного зала и прочим. Суть аграрного обучения была пока не ясна, но понятно, что так или иначе детей собирались готовить к работе на земле.

Кстати, сейчас Российская академия наук и Министерство просвещения готовят проект по созданию углубленных сельскохозяйственных школ. Эксперты считают, что необходимо более тщательно готовить кадры для сельского хозяйства, а начинать это делать лучше со школьной скамьи. Поэтому и было принято решение создать школы с углубленным изучением «сельскохозяйственных» дисциплин.

По сути – это будут опорные школы РАН, в которых собираются готовить будущих ученых. Но чтобы найти молодые кадры, которые придут работать в высокотехнологичное сельское хозяйство, нужно сначала пробудить интерес детей к современному сельскому хозяйству.

То, что Академия наук только собирается делать, в Туве уже началось. По крайней мере интерес у многих ребят уже возник. И на вопрос, кем дети собираются стать, когда вырастут, многие воспитанники интерната уверенно отвечают «малчын» - животноводами.

Разноцветные дома

Сейчас пассажиры машин, которые едут по дороге мимо Ийи-Тала, видят уже не один оранжевый дом, а несколько разноцветных. Что же происходит в агрошколе? Что там еще строят?

А это как раз всё в рамках программы по созданию современной агрошколы. Можем пройтись по дороге и посмотреть. Ели непонятно, по какой дороге – все просто: подъезд к селу как раз тоже построили в первую очередь для школы.

Но для начала посмотрим на капитальные сооружения. Сама школа и интернат – два оранжевых здания. Потом небольшой «серый кубик» - это гаражи. Сейчас идет строительство – желто-оранжевые кирпичные стены и синяя крыша – это будут ясли. Как их еще называют «пристройка». Почему-то все отдельно стоящие здания для ясельных групп, у нас «пристройки». Даже если рядом нет никакого садика.

Потом, чуть вглубь, увидим розовый домик, как игрушечный – дом директора.  Говорят, что за ним будут строить двухэтажный дом для учителей. Но его пока нет. Овощехранилище, водозабор, котельную, очистные сооружения обойдем стороной – это всё надо, но что там смотреть? Разве что урожай, который уже собрали в этом году.

Можно порассматривать разные сооружения на игровых и спортивных площадках. Красные «попугаи» в зеленых «зарослях» выглядят интригующе. Но это – для детей. 

А самое главное и самое интересное – кыштаг!

Кыштаг – это тоже школа

А вы знаете, когда наступит рай на земле? Это будет тогда, когда все животноводы смогут стать обладателями такого модернизированного кыштага.

Большой и уютный дом, с водяным отоплением, с душем, туалетом и прочими удобствами. Естественно – с электричеством, и вода там тоже есть. Дом неплохо меблирован. Тут есть и традиционные аптара и современные мягкие диваны с креслами.

Вокруг – достаточно просторный огороженный двор, рядом – большая кошара, в которой есть место не только для овец, но и для каких-то породистых свиней.

Все мы понимаем, что это пока только мало достижимая мечта. Электричество в школьном кыштаге есть. А в степи единственный выход из положения – солнечные батареи, на которые не у всех есть средства. Вода в школьном кыштаге есть – он ведь в селе, где уже решены проблемы с водой, а в степи надо еще пробить колодец, что тоже очень затратно.

Да, школьный кыштаг – это то, к чему надо стремиться. Тут уже отрегулированы, или в процессе - чипирование скота, разнообразные датчики в кошаре, камеры слежения…

Может, это и не у всех пока получится. Но школьники будут знать, как должна быть устроена действительно комфортная и современная чабанская стоянка. Просто юрта в степи – это мило и симпатично для чайлага, может быть, для этнотуристов, которые захотят «прикоснуться к земле». Но для тех, кто работает на этой самой земле, надо создавать условия для хорошей и продуктивной работы. 

Аграрный лицей?

Итак, мы видим, что в маленьком селе смогли создать поистине школу будущего. Или нет? Библиотека, это ведь не только здание, но и книги, и удобные системы поиска нужной информации. Так и школа – это не только инфраструктура, но и (самое главное!) педагогический состав.

Для хорошей школы педагогический состав вполне подходящий. Есть нужное количество учителей высшей и первой категории. Пока без категории, но с большими перспективами – краснодипломники ТувГУ.

Здесь мог бы быть чудесный лицей – на зависть соседним регионам, а может и как образец для всей страны. Но – не сейчас. Учителя пока живут или снимают жилье в селе. Скоро будут учительские дома, но пока и нет. А для лицея все-таки нужно больше учителей не только общеобразовательных предметов, но и специальных.

Или помечтаем еще? А если бы здесь можно было бы сделать еще и колледж? Чтобы будущие животноводы уже имели бы и определенное специальное образование?

Кстати, понадобится ведь еще и знание русского языка. Ну, с русским языком все просто. Старшие дети им неплохо владеют, младшие – еще не очень. В школе есть два «миллионера» - носители русского языка, выехавшие в сельскую местность.

Когда директор школы Алексей Ширапай стал говорить о том, как нужна «русскоязычная среда», он перечислил тех, кто уже есть. Кроме двух русскоязычных учителей в селе есть еще «одна белорусская бабушка и один хакасский дедушка»… Трогательно и грустно. Может быть, если создать боле комфортные условия, сюда еще кто-нибудь захочет приехать «для создания среды»?

Вернемся в село

Школа на селе – это не только место, где учатся дети. Часто она – центр жизни, центр культуры. Бывает и так – она становится единственным фактором, который позволяет существовать селу, не даёт всем уехать.

Сейчас в Ийи-Тале – потрясающая школа. Да, здесь учатся сельские дети. И для жителей села есть работа. Сейчас зальют каток – это будет не только для школы, но и для всего села. Подъезд к Ийи-Талу – тоже ведь заслуга агрошколы. Для детей из малообеспеченных семей здесь предусмотрено бесплатное питание.

И не будем забывать, что это – только начало. Школу открыли всего два года назад. Причем, последний год в плане развития вообще мало кому что дал – ковид не позволил. Не нужно обладать особой проницательностью, чтобы увидеть мощный потенциал взаимодействия села и школы – процесс ведь уже идет, и так все видно.

Кто бы сейчас знал что-нибудь о небольшом, не больше Кызыла, городе, который называется Оксфорд? Только благодаря старейшему университету он получил мировую известность. Оксфорд и Ийи-Тал. Глупо сравнивать? Ну, когда при монастыре в Оксфорде возник университет, чтобы священники могли получить более полное образование, тогда тоже никто не думал о мировой славе.

Маленькое село с большой современной школой. Ученики получат среднее образование, навыки работы на земле. А вот что получится из взаимодействия села и школы? Какое будущее их ждет? Поживем, увидим.

Марина ДМИТРИЕВА

Фото автора