«2020 год – очень тяжелый год для нашей страны. Но нам удалось выехать из Санкт-Петербурга и продолжить исследования в Туве. В первое время мы работали в Чаа-Хольском районе, на могильнике Терезин, найденном нами десять лет назад. Это памятник эпохи хунну – захоронения в гробницах, занесенных многометровым слоем песка. Чтобы найти их, нужно много усилий, они лежат очень глубоко. В этом году найдено одно погребение – захоронение подростка в каменном ящике. Кроме того, мы раскопали небольшое поселение примерно того же времени. После Чаа-Холя мы тронулись в путь на юг Тувы.
Экспедиция разделилась на два отряда. Первый, под руководством профессора Владимира Семенова и его сына Анатолия, поехал в Дус-Даг Овюрского района, где проводит раскопки уникального погребального комплекса Кара-Дуруг, исследует курганы эпохи поздней бронзы и скифского времени.
Второй отряд под моим руководством отправился в Монгун-Тайгу для выполнения государственного задания по мониторингу объектов археологического наследия, чтобы поставить их на государственный учет. Цель мониторинга – включить как можно больше памятников Тувы в государственный реестр. Тогда их возьмут под особую охрану. Монгун-Тайга достойна особого к ней отношения – прекрасная природа, редкие растения и животные, необъятное количество памятников археологии начиная с эпохи бронзы до самого развитого средневековья. И расположены они в самых живописных уголках. Здесь, я считаю, можно было бы создать культурно-природный заповедник, подобный Убсу-Нурскому.
Небольшая команда Института истории материальной культуры Российской академии наук планирует провести исследования по рекам Мугур, Каргы и Моген-Бурен, где до этого в 50-е годы бывал наш учитель Александр Данилович Грач, а в конце 70 – 80 гг. Иргит Унгулчекович Самбу. Они оставили планы, свои заметки, книги и статьи, которые нам очень помогают в поиске.
В ходе работы мы столкнулись с такой небольшой проблемой: наши предшественники в то время не обладали достаточным оборудованием для фиксации археологических памятников, поэтому сейчас необходимо многое переделывать. Я думаю, что Службе по охране памятников культуры РТ нужно обратиться в Министерство культуры РФ с предложением более тщательного обследования долины каждой реки, потому что многие памятники пропущены по каким-то причинам. Понимаю, что это колоссальный объем работы. Ею должны заниматься не только археологи, а специалисты из центра, руководители, специалисты на местах.
К сожалению, пока краеведение в республике не развито так как в Хакасии, Горном Алтае или Красноярском крае, где есть специалисты, которые заведуют местными органами по охране памятников. Они могут круглогодично заниматься фиксацией объектов археологии для постановки их на учет. Пусть и не так квалифицированно, как мы. Местные специалисты, по моему мнению, должны быть очень заинтересованы в хранении и умножении информации об этих памятниках.
В этом году из-за эпидемии коронавируса передвигаться по республике оказалось трудно. Самоизоляцию прошли в Чаа-Холе, у каждого члена экспедиции есть справка, подтверждающая отсутствие вируса. Первым делом эти справки и показывали местным властям, таков порядок. Добавляет проблем и непогода. Но мы всегда чувствуем поддержку местных жителей, властей. Это нам очень помогает. А настроение группы боевое. Все готовы поставленную задачу выполнить полностью, хотя она необъятная. Думаю, справимся.
По Мугур-Аксы успели сделать все, что нам было предписано. Помимо этого, по реке Мугур нашли уникальный могильник из компактной группы курганов эпохи средней бронзы, т. е. конца второго тысячелетия до нашей эры. В Туве таких памятников очень мало, я знаю только один, в Эрзине. Поражает количество погребально-ритуальных памятников, которые называются херексуры – большие геометрические конструкции, в которых от круглого кургана в центре отходят каменные лучи к круглому или квадратному кольцу. Херексуры, курганы с лучами, которые символизируют солнце, стороны света, движение светил по кругу. Здесь их очень много. Я думаю еще больше увидим в Моген-Бурене.
Интересно, что именно в Туве и Монголии есть скопление этих уникальных памятников. Похоже, что здесь был тюркский рай, т. е. в эпоху тюрков (VII – VIII в.в. нашей эры) тут жило много людей, что полностью подтверждает обилие захоронений и ритуальных объектов. Это большие курганы и многочисленные кожээ (каменные изваяния), которые ставили не простым людям, а знатным, достойным, отважным воинам и т.д. Исследования продолжаются».