Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Малый бизнес и государство

19 марта 2022
54

Чем конкретно бизнесу может помочь государство? Вот б этом и шел разговор на встрече с сенатором Диной Оюн 15 марта в коворкинг-центре «Мой Бизнес».

Двойной удар

Малый бизнес во всем мире признан одной из ключевых движущих сил экономики. Теоретически – можно опять все национализировать, сделать государственным, от сельского хозяйства до сапожных мастерских и салонов красоты. Практически – тогда опять появится дефицит всего, чего можно. Предприниматели и малые предприятия создают новые рабочие места, способствуют росту конкуренции, работают там, где крупный бизнес работать не хочет. Да и не может.

Вместе с тем представители малого предпринимательства остаются самыми уязвимыми – они первыми чувствуют на себе любые перемены в экономике и законодательстве страны. Особенно трудно приходится тем предпринимателям, которые только начинают свой путь.

Все пытаются найти новые ниши, новые способы существовать. И многие могут отлично работать, но… в спокойной ситуации. А вот тут первый удар наносит пандемия с вынужденными ограничительными мероприятиями. Не успели оправиться от этого удара, только-только начали восстанавливаться, и вот – санкции.

Рикошетом – по всем

Конечно, в Туве сами предприятия под санкции не попали, но рикошетом они отразились на всех. Тут и инфляция, и космические цены на все импортные товары. Цены на продукцию у местных производителей тоже повышаются – без этого не обойтись. Некоторые не понимают, почему растет цена на мясо, например, местных овец, выращенных тувинскими фермерами в тувинских же степях. Но это можно легко объяснить, на примере… овцы. Вот, фермер вырастил овцу. Но ему нужен, к примеру чайник (микроволновка, пылесос и т.д.). Он продает овцу и покупает чайник. Но чайник стал вдвое дороже, тогда и за овцу он попросит в два раза больше.

Примитивное, конечно, объяснение. Но как-то так оно и происходит. В результате – трудности у всех, малый бизнес исчезает, а мы остаемся и без баранины, и без чайника.

Но тут уже приняты первый и второй пакет антикризисных законов. И, как сказала сенатор от Тувы Дина Оюн «На пленарном заседании Совета Федерации председатель Валентина Матвиенко поручила сенаторам провести во время региональных недель встречу с представителями малого и среднего бизнеса, услышать всех, узнать по каким направлениям им сегодня точно нужна поддержка, как может помочь государство».

Первый этап

Встреча в коворкинг-центре – это первый этап нынешней программы взаимодействия государства и малого бизнеса. Хотя уже приняты антикризисные законы, но пока без учета нужд конкретных предпринимателей в конкретных регионах. Второй шаг – все предложения будут рассмотрены в Совете Федерации. Третий шаг – новые законы и подзаконные акты. Четвертый – изменения регионального законодательства и подзаконные акты. Ну и в заключение – работа с предпринимателями, чтобы каждый знал, на что можно рассчитывать.

Не все будет так быстро, как хотелось бы. Но сейчас все меняется стремительно. Для сравнения – основные санкции начались в конце февраля, тогда же «запрыгал» курс валют. А 4 и 11 марта Совет Федерации уже одобрил антикризисные законы. Так что и предложения от нашего бизнес сообщества будут рассмотрены оперативно.

На встрече Дина Оюн коротко перечислила те меры, которые уже приняты. А потом прокурор республики Сергей Дябкин четко пояснил позицию «надзорщиков» по мораторию на проверки.

Мораторий

Сергей Дябкин сказал, что вопросы функционирования малого бизнеса всегда были предметом прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере защиты прав предпринимателей. И сейчас эта работа усилена.

Продолжается надзорное сопровождение вопросов своевременности оплаты выполненных работ по исполненным государственным и муниципальным контрактам. С помощью мер прокурорского реагирования в 2021 году погашены долги перед субъектами предпринимательства в размере более 237,5 млн рублей. В ходе работы по формированию ежегодного Сводного плана проверок отклонили более одной тысячи (51 процент) проверочных мероприятий.

По новым законам плановые проверки малого и среднего бизнеса отменены до конца 2022 года. Компании и ИП, включенные в реестр субъектов МСП, освобождены от плановых неналоговых проверок. В частности, это проверки трудовой инспекции, МЧС и Роспотребнадзора.

Конечно, есть и исключения: проверки по соблюдению лицензионных требований; компании и ИП, работающие в сферах здравоохранения, образования, в социальном обслуживании, теплоснабжении; предприниматели, которых менее трех лет назад привлекли к ответственности по КоАП РФ и приостанавливали их деятельность.

Внеплановые проверки могут быть и в исключительных случаях, например, при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан; угрозе обороне страны и безопасности государства; угрозе возникновения ЧП природного и техногенного характера.

Чего конкретно хотят предприниматели Тувы

На встрече было много людей: уполномоченный по защите прав предпринимателей, представители общественных организаций «Деловая Россия», «Опора России», Торгово-промышленной палаты Республики Тыва, бизнес сообщества.

От Торгово-промышленной палаты выступил Аяс Монге, и он, как кажется, систематизировал все основные требования предпринимателей.

1. Программа ФОТ 3.0 должна быть доступна всем отраслям предпринимательства, а не отдельным видам. Это программа необходима для сохранения рабочих мест;

2. Рассмотреть возможность введения моратория на выплату основного долга коммерческих кредитов с сохранением обслуживания процентов;

3. Снижение отчислений с ФОТ для всех отраслей МСП до 15%;

4. Запрет на эксперименты с ККТ (контрольно-кассовая техника), и ее программного обеспечения. Запретить вводить новые версии ККТ и программное обеспечения для ее деятельности чаще, чем раз в пять лет.

5. Ввести мораторий на «Платон»;

6. Мораторий на маркировки. Освободить от обязательной маркировки товары, производимыми самозанятыми.

7. Убрать предоплату за электроэнергию в размере 30 процентов.

Туризм и не только

Сейчас сложно говорить о туризме. Европейских гостей явно ждать не стоит, а для азиатских стран Тува не представляет экзотики. Но есть и внутренний туризм. Что-то же делать в этом направлении надо?

А «что-то» можно будет сделать, если кредит будет побольше. Сейчас дают только три миллиона – этого очень мало, если будет возможность взять пять, десять миллионов – тогда появится возможность развиваться.

Есть еще проблемы с согласованиями. Землю для строительства кемпинга, базы отдыха и пр. получить трудно – много согласований.

Кредиты на поддержку угледобывающих компаний, да и как потом выяснилось для любого малого бизнеса хотелось бы получать на условиях шести процентов.

Не успели мы порадоваться тому, что проект железной дороги вновь стал актуальным, как выяснилось, что и он вновь отложен, и о трансграничных коридорах пока можно не говорить.

Тем не менее, Дина Оюн считает интересным предложение по скорейшему запуску в трехстороннем режиме КПП «Хандагайты-Боршоо» на тувинском участке российско-монгольской границы. Новые альтернативные транспортные коридоры в Юго-Восточную Азию могли бы решить многие проблемы. Это предложение она собирается обязательно рассмотреть на Совете Федерации.

Вместе с парламентариями отзывы и инициативы бизнесменов собирают представители Минэкономразвития и прокуратуры. Дина Оюн уже сформулировала для СФ РФ определенный пакет предложений от предпринимателей Тувы.

Ренат Ооржак, уполномоченный по защите прав предпринимателей, еще раз обратил внимание на то, что проблемы из центра и до нас скоро дойдут, они множатся на глазах, и необходимые меры нужно принимать очень быстро.

Ирина КАЧАН