С 60 — летием его поздравил Союз журналистов Тувы в лице председателя правления Карины Монгуш. К слову, библиотека регионального отделения СЖР давно уже стала местом встреч, доброго общения и чествования ветеранов.
Май-оол Чыргалович родился в селе Самагалтай Тес-Хемского района. В 1981 году он окончил Кызылское училище искусств, получив специальность художника-оформителя. Это был первый выпуск таких специалистов, до этого выпускали «художников — педагогов». Начал работать в Тувинском книжном издательстве, где прошел все ступени профессионального роста и мастерства: от младшего художественного редактора до главного художника.
Огромная тяга к знаниям помноженная на постоянное самообразование привела к тому, в конце 80 — ых годов Май-оол Чыргалович поступил на заочное отделение Московского государственного университета печати имени Ивана Фёдорова на факультет «Конструирование книги». А через три года «перебрался» на одну из сильнейших баз в области книжной иллюстрации того времени — Львовский полиграфический институт. Он прошел прекрасную школу под руководством талантливого педагога, профессора по книгоиздательскому делу Анатолия Ивановича Попова, который «влюбил» своих студентов в раз и навсегда выбранную ими профессию.
Однако, известные события 90 — ых годов не позволили Май-оолу Чыргаловичу продолжить учебу. Он сам по счастливой случайности избежал неприятностей, кое — как добравшись ночью до Москвы. С помощью дяди Ивана Сувандии, который в те годы открывал постпредство Тувы, вернулся на родину. Здесь его снова тепло встретил родной коллектив, в котором он проработал до 2003 года.
В 80 — 90 — ые годы Тувинское книжное издательство выпускало до 150 книг в год. Май-оол Чыргалович занимался созданием книжных обложек, иллюстрациями и фотографиями. Изготовление книги — дело сложное: каждая является результатом большой коллективной работы авторов, рецензентов, редакторов, художников, работников издательства, типографии. Мастер вспоминает своих коллег, в числе которых была Опуштай Михайловна Баир — профессионал своего дела, главный редактор, через руки которой прошла вся литература, издаваемая в те годы книжным издательством.
С учебниками начальной школы возникла трудность, так как в оформлении требовалось показать национальный колорит. На помощь пришли казахские коллеги, у которых был большой опыт в этом направлении. Переняв азы, тувинские художники — оформители вышли на высокий уровень. За Тувой потянулись Бурятия и Хакасия. Они советовались, брали за основу тувинские книги, что-то копировали. В то время самыми сильными иллюстраторами считались именно наши художники.
На 50 — летнем юбилее в 2011 году коллеги из книжного издательства подсчитали, что за свою трудовую деятельность Май-оол Чыргалович оформил более 500 книг. Кажется, ну что особенного в оформлении? А ведь любая книга, которую читатель берёт в руки — это произведение искусства книжной графики. Оформительские средства, которые использует оформитель, как то шрифты, орнаменты, иллюстрации, рисованные тексты и т.д. многократно усиливают воздействие книги на человека, а ее содержание делается более понятным и доступным.
Грустно, что труд тех, кто работает над книгой, не оставляет следа на страницах. И когда в свет выходит произведение, кроме скромной надписи в выходных данных, ничто не указывает на то, какая огромная работа проведена грамотными и любящими свое дело специалистами, в том числе художниками — оформителями, чтобы книга увидела свет.
Май-оолу Чыргаловичу посчастливилось сообща работать с классиками тувинской поэзии и литературы — Степаном Сарыг-оолом, Леонидом Чадамба, Юрием Кюнзегешем, Кызыл-Эником Кудажы. Для сборника рассказов последнего он нарисовал рисунок «Одуген тайга», которым писатель остался очень доволен. По просьбе Юрия Шойдаковича украсил сборник его стихов тувинским орнаментом. Также он снимал портреты классиков, обрабатывал их фотоархивы.
Благодаря базовому образованию, однажды ему стало интересно попробовать себя в качестве фотографа. Несмотря на то, что творческий процесс начинается с вдохновения, а заканчивается кропотливой работой, роман с фото длится более 20 лет.
«Фотографу необходимо быть в чем — то даже охотником. Расскажу, как захотел запечатлеть наш музей. В 4.30 утра я подходил к нему, потому что именно в это время предрассветные лучи солнца падают на него и получается особенно красиво. Но тут много нюансов: должно быть ясное небо, абсолютный штиль, чтобы не было ряби на воде фонтана. Важно, чтобы не было баннеров на здании. Попыток у меня было много, но один такой день я всё-таки успел поймать. Наш музей светился и отражался в воде словно Тадж-Махал. А вот следующим летом я не дождался ни одного погожего денька, дни выдались пасмурными» — так говорит об одной из своих работ Май-оол Чооду.
Член регионального отделения Союза фотохудожников и журналистов России, он работает не только для и на себя. Мастер всегда открыт для диалога и готов поделиться секретами работы. Он организует в Туве международные фотовыставки, проводит мастер — классы.
Недавно он принял участие в выставке «Убсунурская котловина» в рамках фестиваля «Знакомьтесь — заповедники!» в Дарвиновском музее Москвы, популяризирующего богатство заповедных территорий России, экотуризм и волонтёрское движение в заповедниках и национальных парках.
Его жизнь — это постоянное движение. 100 — летие ТНР — еще одна отличная возможность для творчества. Идет работа над фотоальбомом с редкими фотографиями, который может стать еще одной визитной карточкой Тувы. 1000 экземпляров готовятся на собственные средства, какой — либо финансовой поддержки со стороны нет. «Хочу быть абсолютно свободным в творчестве» — объясняет свое решение Май-оол Чыргалович.
Его самая большая гордость — дети. Оба сына фотохудожника закончили тот же московский университет, что и их отец. Ведь чаще всего по стопам родителей идут в тех семьях, где старшее поколение действительно любит свою профессию, занимается своим делом с удовольствием и преданностью.
Скромный и немногословный, на вопрос, чем же отличается фотограф от фотохудожника, Май-оол Чыргалович отвечает, не задумываясь:
«Работы фотохудожника — не застывшие копии видимого, а увлекательное путешествие туда, где есть недосказанность и простор для фантазии».
Действительно, художественной фотографии не создать, если внутри не бурлит творческая фантазия и неутолимая жажда познания мира. Сегодня каждый желающий способен с помощью фототехники зафиксировать любой видимый объект, но постичь художественную природу фототворчества и сделать его настоящим искусством может только истинный творец.
Май-оол Чооду: «Главное в творчестве — свобода»
1 июня 2021
66