Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Люди, которые спасли Шагонар

16 марта 2024
25

Самый первый человек, который увидев аварию, принял первые решения – Айдын Ооржак, начальник 17 ПСЧ по охране Улуг-Хемского района. Именно от того, какими были первые действия зависит все, или почти все. Тут сложились еще несколько факторов. В те дни Главное управление МЧС России по Туве как раз проводило учения. Должны были отрабатывать действия по условному лесному пожару где-то недалеко от Сесерлига. Личный состав части в полном обмундировании выстроился на плацу, когда раздался взрыв. Второй фактор – ТЭЦ находится совсем рядом с пожарной частью, можно и пешком добежать за считанные минуты. Впрочем, без техники, на пожаре делать нечего. Но ведь и техника была уже на плацу! Доехали реально за две минуты. Айдын Ооржак принимает мгновенное решение создать две бригады. Самое главное — спасение людей.

Языки пламени вырывались из окон четвертого этажа. Делали почти все одновременно: вызывали скорую, определяли участки. На одном участке старшим был начальник учебного пункта Эртине Хуурак, на втором – начальник караула Айдыс Тадар. Общая площадь возгорания – 1000 квадратных метров. Минут через двадцать локализировали. Может быть, благодаря таким действиям обошлось практически жертв. На следующий день после беседы с Айдыном Ооржаком стало известно об одном погибшем. Несмотря на все принятые меры пострадавший работник ТЭЦ Мерген Сарыг-оол скончался в красноярской больнице.
Но одной локализацией дело не обошлось. До вечера 6 марта были очаги возгорания, тлели угольная пыль и уголь. Если не тушить, то могли появляться новые очаги. Пыли было очень много – буквально по колено. Но надо было еще все подготовить для организации штаба в помещении 17 ПСЧ, разместить всех, кто приехал. Штаб собрался тоже очень быстро: по три сотрудника ГУ МЧС, Агентства по ГО и ЧС, и администрации. Стали приезжать бригады рабочих из разных районом Тувы, из соседних, да и из далеких регионов.
А сейчас есть даже время поговорить о том, кто такой Айдын Ооржак, откуда он. Родом он из села Суг-Бажы. Хотел быть пожарным с детства, вероятно тяга к героическим профессиям у сугбажынцев в крови. Учился в Железногорске в Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России. Работал в разных местах, на разных должностях. С 2020 года – назначен начальником части №17 по охране Улуг-Хемского района.

Кто владеет информацией…
«Кто владеет информацией, тот владеет миром» - все ведь слышали эту фразу? Владеть миром необязательно, а владеть ситуацией во время аварии – необходимо. А вот для этого нужен человек, такой как Саян Ижи - старший инспектор отдела организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ главного управления МЧС России по Туве. Через него идет вся информация: где есть точечные возгорания и точечные прорыва труб. Стабильность работы в большей степени зависит от него. Занимается, координацией и организацией деятельности служб и подразделений пожарной охраны.
А кем был Саян Ижи до того, как оказался в штабе? Кстати, вот в штаб он тоже прибыл одним из первых. Учения ведь были. Они выехали из Шагонара и только собрались поворачивать на Сесерлиг, когда пришло сообщение о взрыве. С тех пор он так и живет здесь. Но вот до работы в МЧС он был обычным парнем. Учился в лицее № 15 г. Кызыла и участвовал едва ли не во всех олимпиадах. Высокое место занял в олимпиаде по географии, потом выступил с исследовательским проектом «Фразеологические параллели в русском и тувинском языках». Потом поступил в Санкт-Петербургский государственный университет противопожарной службы МЧС России и там за отличные успехи в учебной и научной деятельности получал стипендию Главы Тувы.

А информацию надо еще и передать…
Диспетчером в тот день был Георгий Минасьянц. Он, собственно, уже собирался заканчивать смену, когда раздался взрыв. Но по инструкции, тот, кто принял первые сообщения об аварии, должен отработать ее до конца. Это он принимал сообщения, что надо вызвать «скорую», и вызывал ее. Он обеспечивал контакт между группами. Вот только оповещать всех сотрудников об аварии ему не пришлось: все были здесь – учения ведь.
И все сообщения, которые пожарные передают друг дуру, все, что передают через него, надо фиксировать в журнале. Потом именно его записи будут анализировать, определять, насколько оптимальной была работа, делать выводы на будущее. Тут заработала рация, словно специально, чтобы показать его работу. В общем, появился еще один очаг возгорания, тушить его будут без пены, просто водой.
В первый день работа была напряженной. Информация постоянно обновлялась, на ТЭЦ постоянно звонили и родственники работников и просто горожане, замерзающие в квартирах. В смене всего было 24 человека, 23 «скорая» доставила в больницу. Восьмерых потом увезли в Красноярский край. Вся информация идет через диспетчеров, вся фиксируется в журналах.
Георгий Минасьянц — местный, улуг-хемский. Родился в Торгалыге. Но учился в школе и прожил всю жизнь в Шагонаре. И родители его отсюда. Отец его работал на нефтебазе (раньше здесь была нефтебаза), мама и сейчас в лесхозе. Сам он увлекается охотой и фотоохотой. А вот таких больших аварий и пожаров в Шагонаре Георгий и не припомнит. Разве что общежитие техникума загорелось. Но там никого не было, все были на учебе. Но тут опять заработала рация. Лучше уйдем, не будем мешать работать.

Сибирский интернационал
Посмотрим, как работают приезжие бригады? Чтобы и здесь не отвлекать никого от работы, найдем тех, кто зашел отдохнуть и погреться. Ну вот – шофер Олег Ватаман и слесарь 6 разряда Валерий Братцовский. Олег Ватаман родом из Кишинева, потом жил в Одессе, а в 2020 году перебрался в Россию. Валерий Братцовский – новосибирец. Они оба работают на мобильной котельной установке МУП «Энергия» из Новосибирска. Добирались сюда «своим ходом» прямо на машине. Теоретически должны были лететь на самолете, но в нужный день не было рейса.
Новосибирцы рассказывают, как работает мобильная котельная: они врезают трубы котельной в теплосети, нагревают воду до нужной температуры. Работа сложная. Осложняется и тем, что трубы теплосети тоже старые, как и ТЭЦ и очень важно не повредить их. Очень хорошо отзываются о работниках ТЭЦ. Говорят, что нашлись же здесь мудрые старики, которые продолжали поддерживать работу хоть бы и одного котла, чтобы было движение хоть и едва теплой воды. Зато не разморозили сети! В Новосибирске недавно буквально заморозили два больших района города. Там уж работы было гораздо больше – лопались трубы, надо было все менять.
А когда все три котла заработают, то они смогут уехать, будут уже не нужны. В Туве раньше не были, да и сейчас красотами любоваться особо времени нет. Но в целом им здесь понравилось: по дороге – красивые горы, приветливый народ, все стараются помочь, угостить местными блюдами. На ликвидацию последствий аварии работали все: вся Тува (специальные службы и организации, рабочие из разных кожуунов) приехали бригады из Кемерово, Красноярска, Новосибирска, Абакана, Москвы. Вот так, всем миром, и удалось быстро справиться с большой аварией.

Ирина Качан.