Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Литературный мост Тувы

Выбор редакции
17 января 2023
44

В рамках проекта «Литературный мост Тувы», поддержанного грантом Главы Республики Тыва на развитие гражданского общества, завершен литературный перевод романа-эссе Народного писателя Тувы Монгуша Кенин-Лопсан «Буян-Бадыргы», в котором автор повествует о малоизвестных эпизодах жизни и деятельности председателя Всетувинского учредительного собрания 1921 года.

Буян-Бадыргы, приемный сын могучего правителя – нойона Даа кожууна Хайдыпа Угер даа, получил прекрасное образование, свободно владел монгольским, тибетским, китайским и русским языками. После трагической гибели отца был провозглашен правителем Даа кожууна в неполные шестнадцать лет и стал дальновидным и мудрым политиком.

В 1913 году Буян-Бадыргы направил прошение о покровительстве российскому государю Николаю II, что стало переломным моментом в истории тувинского народа: с 1914 года Урянхай пользовался протекторатом России, сохранив истоки духовной культуры, родной язык и целостность древней родины.

Буян-Бадыргы впоследствии стал одним из основателей тувинской государственности, первым председателем Правительства Тувинской Народной Республики, генеральным секретарем ЦК Тувинской народно-революционной партии, одним из создателей Тувинского ревсомола. В марте 1932 года на заседании Политбюро ЦК ТНРП Монгуш Буян-Бадыргы вместе с другими был обвинён в «контрреволюционных бандитско-грабительских» действиях, участии в Хемчикском восстании «чёрно-жёлтых» феодалов в 1924 году и расстрелян.

Роман-эссе «Буян-Бадыргы» основан на уникальных архивных материалах, секретных документах, рассказах очевидцев.

Монгуш КЕНИН-ЛОПСАН

Из романа-эссе «БУЯН-БАДЫРГЫ»

Начало

Говорят, тувинцы – необычный народ. Это подмечено точно, в этом вся наша суть. Тувинцы издревле были хозяевами синих гор, вершины которых высились до синего неба, поэтому в исторических сказаниях о них говорится как о народе синего неба, народе синих гор.

Говорят, тувинцы – талантливый народ. Наши предки создавали из камня все, что видели. Говорят, и древняя история тувинцев началась с рисунка козерога. Рисунки самки и самца козерога, высеченные на скалах, свидетельствуют и подтверждают: в жизни тувинцев с древнейших времен присутствовало искусство.

Говорят, тувинцы – народ, склонный к мистике. Люди тюркского происхождения в древности верили хозяевам земли, хозяевам воды, хозяевам неба, поэтому про тувинцев говорят, что это народ, сумевший сберечь древнюю культуру человечества, шаманизм.

* * *

Тувинцы – народ охотников.

Тувинцы – народ скотоводов.

Тувинцы – народ земледельцев.

А вот было ли у тувинского народа собственное государство?

Человека, проявившего особый талант при создании самостоятельного тувинского государства, расстреляли как классового врага. Господствовашие тогда коммунисты запретили даже упоминать имя этого человека.

Теперь хочу представить вам, читатели, роман-эссе, исследовательскую историческую работу об этом человеке. Его имя Буян-Бадыргы.

История хошунов

В 1762 году урянхайцы Танды разделились на четыре хошуна, и в каждый были включены четыре сумона.

В самом начале был сочтен Тес-Хемский хошун. Сумоны этого кожууна имеют долгую историю.

Оюн сумон, или сумон оюннаров. Иногда его считали главным, потому что правящий нойон был родом оттуда.

Чооду сумон. В то время монголы называли его Чёгду. В него не входили тес-хемские, кара-хаакские, нарынские или эрзинские чооду. Ак чооду, кара чооду тоже не входили в этот сумон.

В Соян сумон входили только проживавшие в Эрзине и Тес-Хеме сояны.

Иргит сумон. Если правильно, то произносить надо иргут. В этот сумон входили только иргиты, жившие в Эрзине.

Хем-Кол кожуун или Салчак хошун. Тут все более-менее понятно.

Салчак сумонопять-таки был главным, поскольку правивший в те времена нойон родом был оттуда.

Кыргыс сумон. Родная мать последнего нойона Салчака хошуна Идам-Сюрюна была родом из аймака Кереит эрзинских кыргысов. Предки Идам-Сюрюна жили в Тер-Нууре (Тере-Холе). О мощи Кыргыс сумона свидетельствуют руины крепости Пор-Бажын на острове среди озера Тере-Холь.

Бай-Кара сумон. Потомки живут на нынешней территории Бег-Хема. В сказаниях повествуется о том, что реку, где жил человек со званием Бег, называют Бег-Хем, а Каа-Хем – означает местность, где жил Хаа. Впоследствии исконно тувинские названия на русский лад стали называть Пий-Хем, Каа-Хем. В дальнейшем, чтя святые заветы предков, сильноводные реки будем называть Бег-Хем, Хаа-Хем.

Хол сумон. Нарекли этот сумон по названию местности. В данном случае Хол сумон означает Тере-Хол сумон.

Тожу-Нуур хошун, впоследствии названный Тожу хошун. У его сумонов свои особенные судьбы. Сначала перечислим их.

Куюк сумон. Самый древний сумон этих мест.

Ак-Чооду сумон. Сейчас его называют Ак сумон.

Кара-Чооду сумон. Название со временем изменилось, вместо «Кара» (чёрный) стали произносить «Бараан», и прославился он как Бараан. Сейчас часто встречается люди с фамилией Ак, Бараан.

Додут и Хёйуг (Хойук) сумоны. О них сейчас мало известно. Додут и Хёйуг сумоны исчезли. На их месте возник Кол сумон, его название сейчас звучит лишь в фамилиях.

Судя по записям в архивных документах, в год Зайца (1915 г.) жившие на территории Тожу хошуна в верховьях Дапсы-Хем и вдоль Оо-Хем дети и старики многих юрт Хёйуг сумона погибли от оспы, а их олени постепенно одичали. Видимо, через некоторое время после того, как население Хёйуг сумона вымерло, на его месте и возник Кол сумон.

Причины этого мора сейчас трудно объяснить. По поверьям древних тувинцев, если род живет долгое время на одном месте, а сыновья и дочери родственников сочетаются браком, то дети их становятся слабыми, болезненными, и погибают даже от маленькой хвори. Древние предки наши не разрешали жениться сыновьям и дочерям до третьего колена. Есть у тувинцев изречение:

Нужна девушка издалека,

Нужна вода чистая.

Притом жителям тех мест не делали прививок против оспы. Может статься, бедствие не обошло стороной Хёйуг сумон именно оттого, что тогдашние правители не уделяли достаточно внимания здоровью своих подданных. Скорее всего так.

Хёпсу-Хол хошун, по-монгольски произносится Хёпсгол, на самом деле, возможно, назывался Хёй-Суглуг-Хёл (Полноводное Озеро), а сейчас называют Кёпсухол. Этот хошун после Всетувинского Учредительного хурала в 1921 году стал подчиняться Монголии. А названия сумонов, входящие в Хёпсу-Хол хошун, остались в истории Тувы. Вот они: Хаачууд сумон, Даргат сумон, Чооду сумон, Чигитен сумон.

История создания Даа хошуна Хемчика, занимавшего треть территории Урянхая, исключительно интересна. По свидетельствам очевидцев и историческим документам он носил разные названия: Хемчикский хошун, Даа хошун Хемчика, Улаан-Хаан-Даг хошун Хемчика, Делгер Эртине Кызыл-Даг-Хаан хошун Хемчика, впоследствии Дзун-Хемчикский – хошун, район и кожуун.

В архивных документах на монгольском языке сказано, что он был основан в 29-м году Небесной поддержки Манчжурского государства (1765 г.). Тогда же на территории Оолета, нынешнего Убсу-Нура, Дамбии хун был обвинен в преступлении, и был назначен угер-даа Шыырап из урянхайцев Хемчик-Кола. Хемчик хошун разделили на десять сумонов:

Монгуш сумон. Его еще называли Большой Монгуш, Адай-Монгуш, Маленький-Монгуш, Ак-Монгуш.

Кара-Монгуш сумон.

Кедек-Ооржак сумон.

Иштик-Ооржак сумон.

Ондар сумон.

Хомушку сумон.

Большой-Ховалыг сумон.

Маленький-Ховалыг сумон.

Иргит сумон.

Саая сумон.

В каждом сумоне Даа хошуна были установлены чангы, хунду, бошка[1]. На тринадцатый год Цян-Цинна (1809 г.) одному угер-даа и четырем феодалам выдали 65–65 лан ежегодной зарплаты серебром.

В те времена Юрта печати Всеобщего правителя амбын нойона, правящего пятью кожуунами, находилась в Самагалдае.

Если хотим лучше знать биографию Буян-Бадыргы, то надо знать и других нойонов, правивших Даа кожууном. Вот список:

1. Шыырап Угер даа.

2. Серге Угер даа. Тогда у Шыырапа не было сына-наследника, поэтому править стал его брат Серге.

3. Дамчай Угер даа. Он был хунду Серге сумона. У Серге не было сына, поэтому он посадил на трон преданного человека, Дамчая из родного сумона.

4. Сунгар Угер даа (сын Дамчая).

5. Базыр Угер даа (сын Сунгара).

6. Бызыяа Угер даа.

7. Сарай Угер даа.

8. Дугер Угер даа.

9. Хайдып Угер даа (племянник Дугера).

10. Буян-Бадыргы, приемный сын Хайдыпа Угер даа.

Маады хошун.

Чооду хошун.

Шалык хошун.

Сартыыл хошун.

Эти хошууны по распоряжению из Улястая находились в подчинении Амбын нойона Урянхая и до 1914 года платили налог Монголии.

Бээзи хошунХемчика. Эта территория – родина древних тувинцев. Этим хошуном до 1913 года управлял Бээзи нойон монгольского аймака Сайын-Хаан. Чтобы тувинский народ не объединил силы, в государственном устройстве Манчьжурии повелось: подданные Бээзи хошуна подчинялись монгольскому нойону. Последним нойоном был бээзи Чымба. В Бээзи кожууне были 17 сумонов. Вот их названия:

1. Сарыг-Донгак.

2. Кара-Донгак.

3. Донгак сумон Чааты.

4. Салчак Соян.

5. Сат.

6. Кара-Сал.

7. Куулар сумон Суг-Бажи.

8. Куулар сумон Чадааны.

9. Хертек-Соян.

10. Куулар сумон Чиргакы.

11. Улуг-Дулуш.

12. Адыг-Дулуш.

13. Кужугет.

14. Сарыглар.

15. Долаана.

16. Кыргыс (кыргызы Эйлиг-Хема).

17. Тумат.

Тувинцы, жившие на территории Даа и Бээзи хошунов, говорили на чистейшем тувинском языке, поэтому из этих мест вышли известные певцы, сказители и шаманы. Родной язык – свидетельство того, что тувинский народ остался народом.

Кроме того, юношей из Даа и Бээзи хошунов обучали как будущих служителей культа, монахов, ученых и писарей. Они знали монгольский, тибетский, санскрит, латинский, русский, китайский, французский, английский, немецкий и арабский языки. Один из них – Монгуш Лопсан-Чимит, создавший тувинскую письменность. Секретные архивные документы о нем были переведены с монгольского языка Кыргысом Аракчаа и остаются гордостью нашего поколения.

Чызаан, административный центр Бээзи хошуна, располагался в местечке Кара-Дыт на левом берегу реки Чадан. До сорок четвертого года там шумел дремучий древний лес, затем его уничтожили под предлогом перехода на оседлый образ жизни и пустили на строительство домов. На месте Кара-Дыт сейчас только лысые пеньки торчат. Прежде чем попасть в чызаан, надо было переправиться через реку, сейчас там возвышается мост из бетона.

Вот о чем свидетельствует еще один исторический документ:

«За активное участие в подавлении урянхайцев маньчжурцы в 1754 году подарили 17 сумонов Сайын-Нойон аймаку.

Литературный перевод:

Инна Принцева

Игорь Принцев