Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

ЛЕТИМ ПО НЕБУ В ПОДНЕБЕСЬЕ

31 августа 2020
52

По земле поездка к подножию Монгулека отняла бы как минимум восемь часов и 1500 рублей с пассажира в тесном салоне легковушки. Стоимость авиабилета, конечно, выше – 4200 рублей. Монгун-тайгинцы рады возобновлению рейсов. И не только они. Например, кызылчанка Снежана Кула родом из Мугур-Аксы, привезла дочку погостить у бабушки с дедушкой: “ На вертолёте прилетели в первый раз. Понравилось, что быстро. Всего за два часа мы теперь можем добраться до дома”.

 Жительница Мугур-Аксы Зинаида Амыртак вспоминает советское время, когда самолёты АН-2 летали по всей Туве: “ В советское время было очень удобно. Самолёты летали несколько раз в день, были бы пассажиры и лётная погода. Тогда были даже рейсы Тээли – Мугур-Аксы, Тээли – Кызыл-Мажалык. Мы очень рады, что авиасообщение возобновилось, но считаем, что цена немного завышена. Билет стоит 4020 рублей. Это половина моей пенсии. Было бы хорошо, чтоб поставили на наш рейс самолёт АН-2, который летал в Мугур-Аксы раньше. Мы к нему привыкли ещё в советское время. Летали и зимой, и летом”.

Не поспоришь: вертолетом – хорошо, а самолетом – лучше. Но для того, чтобы задействовать на этом рейсе те же «аннушки», надо сделать многое. За 30 лет небытия аэродромное хозяйство во всех районах фактически стерлось с лица земли. Растащили избушки «аэропортов», а без них и рацию негде установить, и телефон, и сейф для хранения билетов да выручки от их продажи, а как сторожу без крыши над головой…

Испарились цистерны для резервного топлива. И даже столбы для колпаков определения направления и скорости ветра выдрали с пасынками и, естественно, с колпаками. Взлетно-посадочная полоса осталась только в Кызыл-Мажалыке, понятно, в каком она состоянии. ВПП в других райцентрах в лучшем случае превратились в пастбища для общественного стада. Следуя требованиям безопасности авиаперевозок, надо восстановить это хозяйство, укомплектовать его кадрами, подготовить тех же начальников портов, – все это деньги, и деньги немалые.

Даже с учетом того, что возрождать аэропорты в шаговой по нынешним автомеркам доступности – в Шагонаре или Сарыг-Сепе – смысла нет. Но средства уже ищут и, конечно, найдут. Шолбан Кара-оол в своем послании Верховному Хуралу эту цель – развитие малой авиации – обозначил. Значит, будет, как обычно: глава сказал – глава сделал.

Требуется время и для решения проблемы стоимости билетов на внутренние авиарейсы. Варианты есть. Если заработает федеральная программа развития малой авиации, наверняка, в нее будут закладываться финансы на субсидирование пассажироперевозок на местных линиях. Хотя, скорее всего, произойдет это только тогда, когда страна залатает бреши в бюджете, пробитые пандемией коронавируса. Теоретически, можно субсидировать авиарейсы в районы из бюджета республики, но практически решается эта задача очень сложно.

Чтобы прибавить в авиацию, надо отнять от строительства детских садов, ФАПов или жилья для сельских медиков и т.д. Наконец, есть испытанный вариант – дифференцированные цены на билеты. Для пассажира с пропиской в Мугур-Аксы или Кызыл-Хая – одна стоимость, без нее – вдвое или втрое дороже.

Однако в фарватере этого варианта тоже хватает подводных камней. Один из них – требуется превратить Монгун-Тайгу в достопримечательность для горовосходителей, любителей покататься на сарлыках, попробовать их молоко и стейки, купить душегрейку и носки из их шерсти, получить наслаждение от самой вкусной в мире баранины. Но, согласитесь, это вопросы, вполне решаемые местной администрацией. А пока цена на билет – 4020 рублей – общая для всех, независимо от прописки. Для многих монгун-тайгинцев она, действительно, высоковата. Но дешевле пока не получается.

Топливо для вертолетов – купи. Зарплату летному составу «Тываавиа»и наземному персоналу Кызылского аэропорта – выдай. Как сообщили в пресс-службе компании, ее отряд состоит из семи экипажей. В каждом – пилот, второй пилот и бортовой механик. Рейсы выходят сопровождающие, которые собирают и регистрируют пассажиров.

Воздушное судно должно быть загружено на 60 процентов от общего числа мест. Иначе рейсы не оправдают затраты авиакомпании. На этот раз из Мугур-Аксы в Кызыл улетели 9 пассажиров.

“Я лично сюда прилетаю в третий раз, но это были санитарные рейсы. С пассажи рами – впервые. Люди благодарят, потому что отдалённая точка. Не всегда сюда может прилететь АН-2, поэтому МИ-8 – самый выгодный вариант. В вертолёте 22 пассажирских места, но сегодня было всего три пассажира из Кызыла. Рейсов не было в связи с пандемией, народ отвык. До тех, кто записывался, к сожалению, не смогли дозвониться”, — рассказал второй пилот вертолёта МИ-8 компании «Тываавиа» Андрей Ливанов.

Лиха беда – начало. С загрузкой первых прямых рейсов в Москву была примерно та же картина. Сейчас ситуация иная. Наверняка, иной будет она и в нашем случае. Прямой рейс по небу, он и для монгун-тайгинцев – прямой. Без опасности заносов в кювет, лобовых столкновений со встречной и трат на перекусы в придорожных столовых.

Взошел на борт, не успел заснуть, как сердечко сладко ухнуло: снижаемся на посадку.

Кирилл САМОХВАЛОВ, наш корр., Алдынай ТЮЛЮШ,  ИА «ТуваМедиаГрупп»

Фото Даяна ДАНСЮРЮН