Молодежь современной Тувы. Что она из себя представляет, чего она хочет, чего от нее ждать? Этими вопросами занимаются самые разные специалисты: педагоги, социологи, психологи. Это волнует родителей и руководителей разных организаций, в коллективе которых много молодых людей. А мы сейчас просто посмотрим на молодежь со стороны.
Легко
Вековая проблема: отцы и дети. Вековые заблуждения: подростки считают, что их никто не понимает. Поэтому в свое время очень громкий резонанс получил фильм «Легко ли быть молодым». Вообще-то понять легко. Все взрослые были детьми, подростками, молодежью. Они пережили этот опыт. Но вот не ставят фильмы: «легко ли быть пожилым», «легко ли быть стариком». А ведь их понять труднее – не у всех есть опыт такой жизни.
Взрослые интересуются жизнью молодежи гораздо больше, чем молодежь – взрослыми. Это легко объяснимо: во-первых, это – их дети, это те, кто будет продолжать их начинания, а во-вторых, от того, какой вырастет молодежь, зависит и будущая жизнь.
Не будет открытием умозаключение, что молодежь – она такая же разная, как и все люди в целом. Есть, например, сельские подростки, которые пасут коней, и получают огромное удовольствие от верховой езды. Есть городская молодежь, которая занимается в школах креативных индустрий. Любителей лошадей понять проще – это традиционное занятие, так было всегда, к тому же Тува сельскохозяйственный регион. А чем занимаются креативщики? Да и надо ли это вообще?
Ну вот именно креативщики студий фото-видеопроизводства, звукорежиссуры и звукового дизайна Школы креативных индустрий Республики Тыва сняли историческую реконструкцию проводов Тувинских добровольцев. В общем – свои люди.
Для молодежи образовательные площадки – возможность раскрыть свой потенциал, развить креативное мышление, лидерские качества и социальные компетенции. Для общества – возможность формирования активной гражданской позиции у молодых людей.
Сложно
Школу креативных индустрий открыли на базе Международной академии «Хоомей».
Там подростки обучаются звукорежиссуре, современной электронной музыке, видеопроизводству, дизайну. Обучение проходит в нескольких студиях:
– Анимация и 3D-графика;
– Дизайн;
– Звукорежиссура и звуковой дизайн;
– Электронная музыка;
– Фото- и видеопроизводство;
– Интерактивные технологии VR/AR/MR.
Если честно, то даже не все термины понятны. В общем «что-то с компьютерами». Но ведь всем это понимать и не надо. Возьмем, для примера тех же лошадей. Вот – едет человек в телеге. Но не каждый станет вникать, чем надо кормить лошадь, какие у нее могут быть болезни и как их лечить, как гнут дуги и делают колеса… Главное – результат: можно ехать.
В любой деятельности есть свои секреты, в которые никто особо и не вникает, а пользуется только результатами.
Вот, сделали фильм – это понятно, его можно посмотреть.
Чаяан Куулар
Посмотрим, кто работает в этой школе? Например, Чаяан Куулар. Ему 18 лет. Он сам еще пока учится. Учится в Тувинском техникуме информационных технологий (ТТИТ). Чаяан – будущий программист. Впрочем, уже немного и настоящий, а не только будущий. Будет заниматься сайтами и программным обеспечением. Сейчас в школе креативных индустрий он – сисадмин. От него зависят сети в школе, поверка и настройка компьютеров – это очень важно. От этого ведь зависит и вся работа. Сейчас он идет на красный диплом. Будем надеяться, что у него все получится.
То есть, парень хорошо учится и уже работает. Чтобы студенту зарабатывать деньги, не обязательно вагоны грузить. Тем более, что никаких вагонов у нас и нет. Его родители – педагоги, и изначально хорошо настроили своего сына на учебу. Планы на ближайшее будущее – продолжение учебы. Может быть в Москве или в северной столице, но вероятнее всего – Новосибирск.
Спорт – это сейчас модно, но Чаяан спортом не очень занимается. В техникуме есть группа, где обучают современным танцам. В общем-то, это – почти спорт, нагрузки сопоставимые.
Он не женат и в ближайшее время не собирается обзаводиться семьей, именно потому, что хочет продолжать учебу. А еще – он хочет посмотреть мир. Побывать в разных странах. Это нормально и правильно для всех, и не только молодых, людей. Но, если честно, когда такое слышишь, трудно удержаться от вопроса: а вы во всех городах и поселках Тувы были? Вы можете найти что-то интересное в любом, даже самом маленьком, поселке? Наверное, это и не всем надо. Мир огромен, и Чаяану будет что посмотреть! Но сначала – учеба. Да, это – его выбор.
Амыр-Санаа Дамдын
Еще недавно мы его знали как звукорежиссера Театра кукол. Амыр-Санаа Дамдын окончил Московский институт кино и телевидения. Он прекрасно показал себя во время концерта группы «Одучу». А зрители театра могли оценить его работу во время разных спектаклей – звук был на высоте. Он создал и систему «объемного звука» - который идет к зрителям со всех сторон, а не только со стороны сцены.
Но это оказалась не совсем то, что ему нужно. А молодежь не боится менять место работы. В Школе креативных индустрий он педагог по специальности «электронная музыка». Работает как композитор и диджей, этому же учит ребят. Ему больше нравится европейская музыка со сложным звуком. Вместе с учениками создавал звуковое оформление для фильма о проводах тувинских добровольцах.
Амыр-Санаа пока не женат. Да и некогда. Он серьезно занимается электронной музыкой и хочет создать что-то выдающееся. Нет, это – не его мечта, это – планы, руководство к действию, этим он и так постоянно занят. А вот чего он действительно хочет, по его словам, «капитально выспаться». Ну да, когда чем-то увлечен, то времени на сон никогда не хватает.
Есть ли хобби? Его увлечения совпадают с работой. Хотя и хобби есть – строительство. Неожиданно? Не совсем. Он строит себе дом, рядом с домом родителей. То есть, в данном случае у нас есть молодой человек, который полностью отдает себя работе и самостоятельно решает вопрос с жилплощадью.
Вернемся в школу
Вернемся в Школу креативных индустрий. Мы уже познакомились с двумя ее сотрудниками и видим, что это – нормальные ребята, целеустремленные, нацеленные на результат.
Познакомились с ними во время Дня города, то есть не особо отвлекали в рабочее время. Их деятельностью заинтересовался и Глава Тувы Владислав Ховалыг. Да и не только он. В их палатке постоянно было много людей. На празднике они показали мастер-классы по разным направлениям интерактивных технологий (VR), дизайна, анимации и диджеинга. Каждый желающий мог попробовать себя в креативном творчестве, узнать, как работают разные средства: графические планшеты, песочная анимация, VR шлемы, Dj -контроллеры.
Сложные технические средства – это нормально, они постепенно входят в быт. По итогам обучения в школе ребята смогут работать с профессиональным оборудованием и программным обеспечением, получат навыки проектной деятельности, работы в команде, публичного выступления, эффективной презентации, знания в области оформления прав интеллектуальной собственности и бизнес-планирования.
А вот что такое «креатив», который входит в название школы, и которым они занимаются? А это тоже очень просто, это то, что всегда было. Тоже, можно сказать, традиция. Креатив – это создание ценностей, культурных или материальных, отличающихся новизной замысла. Креативность – умение отступать от стандартных идей, правил и шаблонов, предполагает присутствие прогрессивного подхода, воображения и оригинальности.
Да, креатив – не основа жизни, как, допустим, сельское хозяйство. Но это то, что позволяло человечеству развиваться. Человек, который придумал колесо, был суперкреативным. Так же, как и человек, который приучил лошадь, человек, который придумал стремена.
Но это уже есть. Сейчас молодежь занимается тем, что придумывает что-то принципиально новое. В любом случае это то, что сможет сделать жизнь интереснее, а может, и значительно улучшить ее качество.
Ирина КАЧАН.
Фото автора