Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Легко ли понять молодых?

Выбор редакции
17 сентября 2023
67


Молодежь современной Тувы. Что она из себя представляет, чего она хочет, чего от нее ждать? Этими вопросами занимаются самые разные специалисты: педагоги, социологи, психологи. Это волнует родителей и руководителей разных организаций, в коллективе которых много молодых людей. А мы сейчас просто посмотрим на молодежь со стороны.

Легко

Вековая проблема: отцы и дети. Вековые заблуждения: подростки считают, что их никто не понимает. Поэтому в свое время очень громкий резонанс получил фильм «Легко ли быть молодым». Вообще-то понять легко. Все взрослые были детьми, подростками, молодежью. Они пережили этот опыт. Но вот не ставят фильмы: «легко ли быть пожилым», «легко ли быть стариком». А ведь их понять труднее – не у всех есть опыт такой жизни.

Взрослые интересуются жизнью молодежи гораздо больше, чем молодежь – взрослыми. Это легко объяснимо: во-первых, это – их дети, это те, кто будет продолжать их начинания, а во-вторых, от того, какой вырастет молодежь, зависит и будущая жизнь.

Не будет открытием умозаключение, что молодежь – она такая же разная, как и все люди в целом. Есть, например, сельские подростки, которые пасут коней, и получают огромное удовольствие от верховой езды. Есть городская молодежь, которая занимается в школах креативных индустрий. Любителей лошадей понять проще – это традиционное занятие, так было всегда, к тому же Тува сельскохозяйственный регион. А чем занимаются креативщики? Да и надо ли это вообще?

Ну вот именно креативщики студий фото-видеопроизводства, звукорежиссуры и звукового дизайна Школы креативных индустрий Республики Тыва сняли историческую реконструкцию проводов Тувинских добровольцев. В общем – свои люди.

Для молодежи образовательные площадки – возможность раскрыть свой потенциал, развить креативное мышление, лидерские качества и социальные компетенции. Для общества – возможность формирования активной гражданской позиции у молодых людей.

Сложно

Школу креативных индустрий открыли на базе Международной академии «Хоомей».

Там подростки обучаются звукорежиссуре, современной электронной музыке, видеопроизводству, дизайну. Обучение проходит в нескольких студиях:

– Анимация и 3D-графика;

– Дизайн;

– Звукорежиссура и звуковой дизайн;

– Электронная музыка;

– Фото- и видеопроизводство;

– Интерактивные технологии VR/AR/MR.

Если честно, то даже не все термины понятны. В общем «что-то с компьютерами». Но ведь всем это понимать и не надо. Возьмем, для примера тех же лошадей. Вот – едет человек в телеге. Но не каждый станет вникать, чем надо кормить лошадь, какие у нее могут быть болезни и как их лечить, как гнут дуги и делают колеса… Главное – результат: можно ехать.

В любой деятельности есть свои секреты, в которые никто особо и не вникает, а пользуется только результатами.

Вот, сделали фильм – это понятно, его можно посмотреть.

Чаяан Куулар

Посмотрим, кто работает в этой школе? Например, Чаяан Куулар. Ему 18 лет. Он сам еще пока учится. Учится в Тувинском техникуме информационных технологий (ТТИТ). Чаяан – будущий программист. Впрочем, уже немного и настоящий, а не только будущий. Будет заниматься сайтами и программным обеспечением. Сейчас в школе креативных индустрий он – сисадмин. От него зависят сети в школе, поверка и настройка компьютеров – это очень важно. От этого ведь зависит и вся работа. Сейчас он идет на красный диплом. Будем надеяться, что у него все получится.

То есть, парень хорошо учится и уже работает. Чтобы студенту зарабатывать деньги, не обязательно вагоны грузить. Тем более, что никаких вагонов у нас и нет. Его родители – педагоги, и изначально хорошо настроили своего сына на учебу. Планы на ближайшее будущее – продолжение учебы. Может быть в Москве или в северной столице, но вероятнее всего – Новосибирск.

Спорт – это сейчас модно, но Чаяан спортом не очень занимается. В техникуме есть группа, где обучают современным танцам. В общем-то, это – почти спорт, нагрузки сопоставимые.

Он не женат и в ближайшее время не собирается обзаводиться семьей, именно потому, что хочет продолжать учебу. А еще – он хочет посмотреть мир. Побывать в разных странах. Это нормально и правильно для всех, и не только молодых, людей. Но, если честно, когда такое слышишь, трудно удержаться от вопроса: а вы во всех городах и поселках Тувы были? Вы можете найти что-то интересное в любом, даже самом маленьком, поселке? Наверное, это и не всем надо. Мир огромен, и Чаяану будет что посмотреть! Но сначала – учеба. Да, это – его выбор.

Амыр-Санаа Дамдын

Еще недавно мы его знали как звукорежиссера Театра кукол. Амыр-Санаа Дамдын окончил Московский институт кино и телевидения. Он прекрасно показал себя во время концерта группы «Одучу». А зрители театра могли оценить его работу во время разных спектаклей – звук был на высоте. Он создал и систему «объемного звука» - который идет к зрителям со всех сторон, а не только со стороны сцены.

Но это оказалась не совсем то, что ему нужно. А молодежь не боится менять место работы. В Школе креативных индустрий он педагог по специальности «электронная музыка». Работает как композитор и диджей, этому же учит ребят. Ему больше нравится европейская музыка со сложным звуком. Вместе с учениками создавал звуковое оформление для фильма о проводах тувинских добровольцах.

Амыр-Санаа пока не женат. Да и некогда. Он серьезно занимается электронной музыкой и хочет создать что-то выдающееся. Нет, это – не его мечта, это – планы, руководство к действию, этим он и так постоянно занят. А вот чего он действительно хочет, по его словам, «капитально выспаться». Ну да, когда чем-то увлечен, то времени на сон никогда не хватает.

Есть ли хобби? Его увлечения совпадают с работой. Хотя и хобби есть – строительство. Неожиданно? Не совсем. Он строит себе дом, рядом с домом родителей. То есть, в данном случае у нас есть молодой человек, который полностью отдает себя работе и самостоятельно решает вопрос с жилплощадью.

Вернемся в школу

Вернемся в Школу креативных индустрий. Мы уже познакомились с двумя ее сотрудниками и видим, что это – нормальные ребята, целеустремленные, нацеленные на результат.

Познакомились с ними во время Дня города, то есть не особо отвлекали в рабочее время. Их деятельностью заинтересовался и Глава Тувы Владислав Ховалыг. Да и не только он. В их палатке постоянно было много людей. На празднике они показали мастер-классы по разным направлениям интерактивных технологий (VR), дизайна, анимации и диджеинга. Каждый желающий мог попробовать себя в креативном творчестве, узнать, как работают разные средства: графические планшеты, песочная анимация, VR шлемы, Dj -контроллеры.

Сложные технические средства – это нормально, они постепенно входят в быт. По итогам обучения в школе ребята смогут работать с профессиональным оборудованием и программным обеспечением, получат навыки проектной деятельности, работы в команде, публичного выступления, эффективной презентации, знания в области оформления прав интеллектуальной собственности и бизнес-планирования.

А вот что такое «креатив», который входит в название школы, и которым они занимаются? А это тоже очень просто, это то, что всегда было. Тоже, можно сказать, традиция. Креатив – это создание ценностей, культурных или материальных, отличающихся новизной замысла. Креативность – умение отступать от стандартных идей, правил и шаблонов, предполагает присутствие прогрессивного подхода, воображения и оригинальности.

Да, креатив – не основа жизни, как, допустим, сельское хозяйство. Но это то, что позволяло человечеству развиваться. Человек, который придумал колесо, был суперкреативным. Так же, как и человек, который приучил лошадь, человек, который придумал стремена.

Но это уже есть. Сейчас молодежь занимается тем, что придумывает что-то принципиально новое. В любом случае это то, что сможет сделать жизнь интереснее, а может, и значительно улучшить ее качество.

Ирина КАЧАН.

Фото автора