Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Лечить людей – ее призвание

Выбор редакции
2 апреля 2023
73


Эту маленькую симпатичную женщину можно назвать родоначальницей семейного клана медиков. По ее стопам пошел младший брат Александр Доткан-оолович Ооржак, который в начале двухтысячных годов занимал пост министра здравоохранения Тувы, ее дочь Чойгана тоже врач, она токсиколог-реаниматолог, работает в республиканской больнице, в Кызыле. А если учесть еще племянников, зятьев, и других более отдаленных родственников, то можно насчитать около тридцати человек, посвятивших себя медицине.

Со второй попытки

А зовут нашу героиню Татьяна Доткан-ооловна Ондар, она врач–геронтолог Туранской Центральной районной больницы, которая нынче отметила свое 110-летие. Эту специализацию Татьяна Доткан-ооловна получила не так давно. Несмотря на немолодые годы, она постоянно учится, повышает свой квалификационный уровень, не любит стоять на месте.

Профессию врача выбрала неслучайно. В ее детские годы часто болела мама, и девочке очень хотелось ей как-то помочь. Хотя с первого класса маленькая Таня была влюблена в свою учительницу и дома постоянно играла в «школу», изображая из себя ту самую учительницу, которой ей так хотелось подражать. Но любовь к маме, горячее желание вылечить ее, пересилило все остальное, и окончив в 1973 году Чаданскую среднюю школу, юная Таня стала сдавать экзамены в медицинский институт. В первый год не хватило баллов, и она пошла работать в больницу санитаркой инфекционного отделения.

Второй год, когда она еще раз попыталась стать медиком, был более удачным, чем первый. Татьяну зачислили в Московский медицинский институт на отделение педиатрии. Казалось бы, надо радоваться, но не тут-то было. Тане нужно было отделение лечебного дела для взрослых, чтобы лечить маму, и не в Москве, а где-нибудь поближе к дому. Все удивлялись: ее ждет Москва, престижный институт, а она не хочет! Все же в приемной комиссии уступили ее желанию и зачислили на факультет лечебного дела в Красноярском медицинском институте.

Три года учебы в институте пролетели незаметно, но тут случилось непредвиденное: попала в автомобильную катастрофу, пришлось пропустить целый год учебы, пока восстанавливала здоровье, да еще и замуж успела выйти. На семейном совете решили, что институт придется бросить, так как родители были не в силах помогать всем детям – теперь в Москве учился, тоже в мединституте, младший брат Саша, в сельхозакадемию поступила младшая сестра Тоня.

И Таня смирилась с мыслью, что будет работать в больнице просто медсестрой, на это у нее образования вполне хватало. Вместе с мужем поехали в Красноярск, забирать документы. В деканате были удивлены ее решению: очень хорошо училась, в отличии от многих других студентов, и вдруг все бросить, тем более что Тува очень нуждается в хороших врачах. В общем, уговорили, и муж был не против, сказал, что будет помогать.

После окончания института получила направление в Эрзин, но дома, в Чадане ее тоже ждали. Главврач Чаданской районной больницы добился, чтобы молодого специалиста перевели в Чадан, где она стала занимать должность заместителя главного врача по клинико- экспертной работе, затем стала председателем межрайонной медико-социальной экспертизы.

Таня была первой

Еще в 1993 году Татьяну Доткан-ооловну избрали членом Великого Хурала, где в то время уже началась работа по реабилитации незаконно репрессированных семей В ТНР.

Да, именно, семей, а не отдельных личностей. В те времена, если был арестован кто-то один из семьи, то репрессиям подвергались и все остальные родственники, и самые близкие: жена, дети, братья, сестры и так далее. Татьяна Доткан-ооловна была из такой семьи. В свое время ее дед по линии матери, Сат Сотпа, родной брат председателя Правительства ТНР Сата Чурмит Тажи, был арестован и расстрелян. Его жена Севен Достак-ооловна и дети оказались изгоями общества. Но тем не менее, как-то выжили, одна из дочерей, Седен Сотпаевна вышла замуж за Ооржака Доткан-оола Чульдумовича, в то время молодого человека, только что вернувшегося из Германии, где он пробыл четыре года, будучи призванным в армию.

Доткан-оолу четыре года в армии, да еще в Германии, сослужили хорошую службу, он прекрасно владел русским языком, разбирался в политической жизни страны, и был просто веселым и красивым парнем, а потому находился в самой гуще жизни маленького города Чадана. Вскоре его избрали секретарем районного комитета ВЛКСМ.

К тому же сестрой Доткан-оола была Вера Чульдумовна Байлак, знаменитая медсестра из тех двухсот шести тувинских добровольцев, воевавших на Украине, бравших Ровно, Деражно, Сурмичи. Был еще брат Григорий Чульдумович. Он прекрасно играл на трубе и других музыкальных инструментах. Все трое не были единокровными братьями и сестрами. Их по разным причинам в свое время усыновила бездетная семья Ооржака Чульдума, но они никогда не чувствовали себя не родными. Таковы традиции и нравственные ценности старой Тувы.

Седен Сотпаевна, выросшая в семье, имевшей статус «врагов народа», не получила хорошего образования, а потому работала простой техничкой, но зато имея великолепный голос, который был сравним с голосами знаменитых Хургулек и Кара-Кыс Мунзук, часто выступала в различных концертах на сцене Чаданского Дома культуры и пользовалась признанием местной публики.

В этой семье один за другим родились шестеро детей, Таня была первой, и первой из семьи, кто посвятил свою жизнь медицине. Параллельно с основной работой, она много времени уделяла общественной деятельности, вместе с другими членами Великого, а затем Верховного Хурала участвовала в работе, связанной с возвращением доброго имени многим из тех, кто незаконно был подвержен репрессиям в конце тридцатых годов двадцатого столетия. Среди них были и Сат Чурмит-Тажи и его брат Сат Сотпа.

Невропатолог вроде есть…

Уже выйдя на пенсию, в 2008 году, Татьяна Доткан-ооловна приехала в Туран по просьбе главного врача К. Монгуша для того, чтобы помочь разобраться с документацией больницы, оформить необходимые для дальнейшей ее работы сертификаты и лицензии. Да так и осталась здесь на должности врача-терапевта. Терапевтов и тогда, как, впрочем, и сейчас в Туране не хватало. И не только терапевтов.Уже много лет Туранская Центральная районная больница испытывает дефицит врачей разных специализаций, и в том числе самых востребованных – хирургов, терапевтов. Нет окулиста, отоларинголога, анестезиолога. Невропатолог вроде и есть, а принимает только два раза в неделю, хотя в нем очень большая нужда у населения. Кардиолога тоже нет, верней, он есть, но опять же и-за недостатка терапевтов, как кардиолог работать не может. Кардиологи иногда наезжают из столицы. Совсем недавно автор этой статьи побывала на приеме такого заезжего специалиста, которая, узнав, какие лекарства пациентка принимала раньше, их же и выписала, предварительно не послушав сердце, не посмотрев даже историю болезни. Очевидно, этот визит был просто для галочки.

Проблем в старейшем медицинском учреждении более, чем достаточно, и хотелось бы обратить на это внимание вышестоящих инстанций. Почему-то сократили количество койко-мест в терапевтическом отделении до восьми, когда в прежние времена их было28. На дневном стационаре тоже только три места, раньше их было в два раза больше. Может быть, люди стали меньше болеть? Да нет, скорее, еще больше. Есть примеры, когда для человека в очень тяжелом состоянии не нашлось места ни в одном из отделений. К тому же появилась практика совмещения двух разных отделений. Сейчас, например, совмещены детское отделение с терапевтическим. В детское отделение зачастую помещают детей, которых бросают на время пьянки их так называемые родители. Я сама была свидетельницей того, как с утра и до вечера плакал в детском отделении восьмимесячный ребенок, брошенный на произвол судьбы, пока «отдыхали» его мама и папа. Медсестры и санитарки, работающие на два отделения, не имеют никакой возможности уделять время еще и плачущему малышу, которому нужна ласка и забота. А каково больным - и детям, и взрослым, которым прежде всего нужен покой?

Вопросов много, и в них должны разобраться руководители Министерства здравоохранения Тувы. И в первую очередь понять, почему так часто происходит смена главных врачей. Когда -то в течении почти тридцати лет больницу возглавлял Михаил Алексеевич Ковалев, а после него сменилось столько человек, что и подсчитать трудно, тем более, запомнить их имена и фамилии.

Нашей больнице 1 марта исполнилось 110 лет, это самая первая в Туве больница со своей славной историей, с ее самым первым врачом Анной Михайловной Сафьяновой, которая по воспоминаниям ее пациентов приходила на помощь больным и днем, и ночью. И много других было замечательных людей: и врачей, и медсестер, и санитарок. И сейчас они есть. И среди них Татьяна Доткан-ооловна Ондар. Очень отзывчивый, добрый человек, и замечательный специалист. К сожалению, таких людей и специалистов, у нас мало. Тем более они ценны.

Татьяна ВЕРЕЩАГИНА