Тувинская правда 12+

КЫШТАГОВЦЫ БЬЮТ РЕКОРД

21 апреля 2020
33

В этом году они уже получили более 200 ягнят. Цель Бады – 100-процентная сохранность приплода. К тому же овцы у них оказались плодовитые, очень много двойняшек. Кошара уже мала, нужно пристраивать.

– Мы оба – дети животноводов, поэтому обращаться со скотом умеем с детства. Сейчас я работаю в селе, но живу здесь. Каждое моё утро начинается с дойки коров, потом на мотоцикле муж довозит до села. Вечером возвращаюсь, – рассказала хозяйка.

Сил и времени хватает на всё. К тому же из Кызыла (там она учится) вернулась дочка – одиннадцатилетняя Онзагай. Отпустили на дистанционное обучение из-за коронавируса. А девочка и рада – соскучилась по своим овечкам. С прошлого года она – главный пастух. Каждого ягнёнка узнаёт по масти.

Папина работа – заготовка корма для всей живности. Помимо овец в хозяйстве коровы и лошади. Осенью заготовили 30 тонн сена. Сами выращивают овёс и пшеницу.

Семья Бады этим летом передаст 200 овец новому участнику проекта – односельчанину Артышу Карамашеву. Мечта Олега Данзыновича – вырастить отару в тысячу голов. Сейчас в Чаа-Хольском районе три чабана-тысячника. Скоро будет четыре.

– Благодаря проекту пустовавшие земли обрели хозяев. Этот результат я считаю главным, – говорит начальник сельхозуправления района Кежик Салчак. – В этом году нужно построить семь чабанских стоянок. Четыре для кыштаговцев, ещё три – для участников нового губернаторского проекта «Чаа сорук». Таким образом, в Чаа-Холе будут 23 зимние стоянки. В районе 30 тысяч голов МРС, 20 100 – коров, 2 300 – лошадей. Есть и яки. Разводят их в горах, ближе к устью Хемчика.

Интересно, что трое участников проекта «Чаа сорук» хотят разводить коз. Как рассказал Кежик Александрович, частники, готовые продать животных, есть. Дело за малым.

Как и везде, единственной проблемой чаа-хольских кыштаговцев является вода. Заявку на бурение скважины в этом году для семьи Бады внесли в минсельхоз. Пока скважины есть только на трёх стоянках участников 2016 года. Строить зимние стойбища у реки и не принято. Зимой нужна естественная защита от холодных ветров, поэтому кыштаг всегда стоит в окружении гор. А вот весенняя, летняя и осенняя стоянки семьи Бады как раз у реки.

Не дают расслабляться серые хищники. Только у семьи Бады в этом году волки задрали двух овец.

– Волки приходят со стороны Шанчы, где у нас заповедная зона. Больше их зимой, хищники переходят реку по льду. Администрация района платит за убитого волка пять тысяч рублей. Не скупятся и животноводы, всегда награждают волчатников живым бараном. Этого же волка можно сдать в министерство природных ресурсов и получить четыре тысячи рублей, – рассказал начальник сельхозуправления Чаа-Холя.

Есть у Кежика Александровича единственная просьба к властям республики. Многие чабаны не могут защитить свой скот от нападения хищников. Причина – нет разрешения на ношение оружия.

– У чабанов просто нет времени на обучение и получение разрешения на ношение оружия. Это занимает не один день. А за скотом нужно присматривать с утра до вечера. Есть, конечно, те, кто учится и проходит медкомиссию, но большинству это недоступно. Поэтому прошу упростить обучение для животноводов.

Алдынай ТЮЛЮШ

Редакция «ТП»