Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Кто убил Нину?

21 апреля 2022
182

Говорят, что сейчас подростки гораздо быстрее взрослеют. И физически, и психологически. Скоро мы это сможем проверить. Провести блиц-тест на взрослость. Надо будет только задать несколько вопросов о новой постановке лермонтовского «Маскарада».

12+ 200 лет назад

А может, надо будет задать только один вопрос: кто виновен в смерти Нины? Ответы типа: «реакционное общество» или «Арбенин» отметаем сразу. Или не отметаем – просто поймем, что нынешний подросток не готов воспринимать идеи двадцатилетнего молодого человека, который жил двести лет назад.

Новый спектакль Театра кукол, который поставила Светлана Ондар, рассчитан на публику 12+. Если все последние 200 лет акселерация постепенно ускоряла развитие детей, то вполне можно предположить, что нынешние 13-14 летние, а уж тем более 15-летние подростки вполне сравнялись с автором пьесы.

«Маскарад» Лермонтов написал в 1835 году. А родился он в октябре 1814 года. Так что и сама пьеса, и ее первые изменения были, когда Михаилу Юрьевичу было всего 20 лет. Это нынешние студенческие годы. Ну а с учетом акселерации…

Кто вы, господин Арбенин?

Впрочем, нужно начать с начала. С Арбенина. Хотя, с какого именно Арбенина? В неоконченной юношеской «Повести» Лермонтов описывает детство Саши Арбенина, двойника самого автора.

Потом будет Владимир Арбенин из «Странного человека». Дата, проставленная на черновике «Странного человека», - 17 июля 1831 года. Как и более раннее произведение «Люди и страсти» это произведение во многом биографично. Еще раз сверимся с датами. Арбенин из «Странного человека» появился, когда Лермонтову было 16 лет. Вполне себе возраст зрителей будущей постановки в Театре кукол.

Принято считать, что в этой драме Лермонтов изобразил прогрессивные студенческие кружки, бывшие тогда в Москве. Друзья Арбенина горячо спорят о судьбах России, о путях ее национального развития. Да, автору – 16 лет. В финале пьесы гости на балу, почти как в «Горе от ума» в доме Фамусова обсуждают безумие Арбенина. Только заканчивается всё известием о его смерти. «Первый гость» произносит краткую эпитафию: «Он был странный человек! вот и все!»

Еще был отрывок из предполагаемого будущего произведения «Я хочу вам рассказать», в котором фигурирует Александр Арбенин. И тоже, что уже не удивительно, в этом отрывке есть факты биографического характера.

Ну и вот – «Маскарад». Посмотрим, что делает автор с главным героем, с Арбениным? Последнюю (пятиактную) редакцию Лермонтов вообще назвал – «Арбенин». Он многое изменял в пьесе, но не этот образ. Гневные, горькие монологи Арбенина сохранялись без изменений. Именно ими Лермонтов дорожил больше всего. Он легко изменял действующие лица, но только не главного героя.

Появление пятиактной редакции «Маскарада», как считают литературоведы, с новым названием вызвано желанием донести до зрителя именно образ Арбенина. И все его монологи – не голос ли это автора?

Эрес Ооржак, который воплотил образ Арбенина в постановке Театра кукол, должен был донести как раз вот это желание Лермонтова. Справился ли? Если честно – не совсем. И не потому, что «не потянул». Просто потому, что постановка изначально была рассчитана на подростков, и ее «упростили». То есть – подсократили. Может быть, это было оправдано.

Акселерация акселерацией, но удержать внимание подростков длительное время сейчас все сложнее. Может ли именно вот эта особенность современных молодых людей говорить о более раннем психологическом и социальном взрослении?

Удержать внимание

И вот кстати, насчет того, чтобы удержать внимание – это режиссеру и артистам удалось идеально. Все действие было динамичным и ярким. Как отметила комиссия после просмотра, немного была затянута финальная часть. Опять же это – с точки зрения именно комиссии. Позицию режиссера тоже можно понять: Светлана Ондар хотела сохранить как можно больше лермонтовского текста.

Текст Лермонтова – это, пожалуй, самое ценное в любой постановке любого его произведения. Никакие режиссерские находки его не заменят. Впрочем, именно насчет режиссерских находок – их было немало.

С чего начинается сама пьеса? Все ведь помнят – со сцены игры в карты. А спектакль начался с феерии – бал-маскарад, музыка Хачатуряна, «живые» актеры и теневой театр. Тени становятся людьми, люди – тенями. И всё. И понимаешь, что уже не сможешь отвлечься ни на минуту.

Хоть постановка идет в Театре кукол, но собственно кукол не было. Было именно сочетание живого плана и театра теней.

В ролях: Арбенин – Эрес Ооржак; Нина – Аялга Мижит-Доржу; Князь Звездич – Херел Куулар; Баронесса – Сайдаш Тумат; Казарин – Орлан Лопсан; Незнакомец (Маска) – Буян Сарыглар; Шприх – Чингис Ооржак; Слуга – Шолбан Чымба. Дамы на балу: Сайсуу Монгуш, Уяна Донгак, Уран Монгуш.

И вот эти люди, среди который и «старые» актеры театра, и недавно прибывшие выпускники вуза легко превращались в тени, а потом вновь «оживали». Для некоторых это было первое появление на сцене. Но зритель этого не поймет, если, конечно, не будет знать заранее, - актерская игра была на высоте.

«Актуальность выбранной темы»

Когда говорят о классике и делают упор на актуальность, это кажется тавтологией. Классика – потому и классика, что актуальна всегда. Не бывает неактуальной классики. Но, для того чтобы «защитить» постановку, надо сначала показать, почему выбрали именно эту пьесу. Наверное, в этом есть смысл, хотя и сомнительный.

В качестве «актуальности» взяли идею о вреде азартных игр, о том, что игромания ни до чего хорошего не доведет. Вот уж не думаю, что Лермонтов серьезно хотел об этом сказать. Не надо, конечно, говорить этого детям, однако факты из его жизни не дают сомневаться в том, что у классика было пристрастие к картам.

Но, конечно, спорить не будем, именно прежние карточные «подвиги» Арбенина во многом стали причиной негативного отношения к нему со стороны общества. Конечно, само это общество таково, что с ним лучше и не связываться вовсе, но другого-то нет. И это общество исподтишка намеренно травит и Арбенина и его жену.

Травят все, в результате – своего рода коллективная ответственность за гибель Нины и Арбенина. Может быть, актуальность можно связать и с тем, как жестоко может быть общество? Ведь даже в школе бывают случаи, когда ребенка травят. Тема школьного буллинга, пожалуй, даже актуальнее игромании.

Итак, травят все. Но сознательно это делает только Маска. Это он – режиссер трагедии, который умело и незаметно манипулирует всеми. По пьесе он появляется только в начале действия и в финале. Но в постановке Театра кукол, с помощью именно теневого театра, как бы незримо, но он присутствует постоянно.

Экзистенциализм

Никакого экзистенциализма во времена Лермонтова еще не было. Но вот эта ситуация с Маской… Вот только несколько фрагментов из его разговора с Арбениным: «Я твой добрый гений. Да, непримеченный, везде я был с тобой: всегда с другим лицом, всегда в другом наряде…». «Послушай - я узнал - и - и открою тебе я истину одну... Послушай: ты… убил свою жену!». Нормально, да? Он открывает истину – то есть говорит то, о чем и сам Арбенин должен был бы знать: он ведь убил!

Неизвестный уверяет, что он «знал все твои дела и мысль твою». Кто же может знать мысли другого человека? Судя по пьесе, да, Неизвестный такой же, как Арбенин, только с другой жизненной ситуацией. Евгений преодолел свое картёжное и веселое прошлое и пошел дальше. А Неизвестный застрял в этом прошлом, сохранив обиды.

Или нет? Или это - alter ego Арбенина. Или это он сам, не изживший прежние грехи? В общем – экзистенциализм в чистом виде. Лермонтов ответа не дает. И постановка пьесы, кстати, тоже не дает. Но Светлана Ондар предлагает свою трактовку.

Пока прошла только сдача спектакля. Когда будет премьера еще неизвестно, в афише театра ее еще нет. Но предлагаю посмотреть спектакль вместе с детьми. И потом спросить, что они поняли? Кто виновен в смерти Нины? Был ли это Арбенин, или все общество, или Неизвестный? Или грехи Арбенина, самомнение Звездича, легкомысленность Нины? У подростков иной раз бывает очень интересный взгляд на классические произведения. А может и не оказаться никакого взгляда, если они не поймут происходящего на сцене. Ну да, своеобразный тест на взрослость. Кто-то пройдет его, кто-то нет. Но это мы узнаем, когда спектакль войдет в репертуар.

Ирина КАЧАН