Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Кто хочет знать о горячем питании школьников?

Выбор редакции
12 марта 2023
32

Сразу скажем правильный ответ – родители школьников. Но проверки проводят в основном сотрудники Министерства образования Тувы и Департамента образования мэрии Кызыла. Порой подключается ОНФ. А вот родители – крайне редко. Почему это происходит, и как организовано обеспечение горячим питанием – рассмотрим на примере кызылской школы № 18.

Лабиринты пищеблока

Начнем с деталей, а там и до обобщения дойдем. Первая «деталь» – пищеблок в целом. Право же, в селах есть школы, которые меньше по объему, чем пищеблок школы № 18. Тут есть отдельные комнаты буквально для всего.

И холодильные камеры – для всего. Например, отдельный холодильник для яиц, отдельный – для мяса, отдельный для молочных изделий, отдельный – в котором хранятся отобранные пробы и т.д. Есть и целая комната-холодильник. Сразу в голову приходит мысль о фильмах-ужасах, где замораживают несчастных жертв? Или, допустим, заблудившийся человек туда случайно заходит и … В этой комнате-холодильнике ничего страшного не произойдет: есть ручка изнутри – можно будет и открыть. Да к тому же в помещение пищеблока попасть нелегко. Точнее – вообще невозможно для посторонних.

Проверяющие, конечно, посторонние, но им выдали бахилы, халаты, шапочки, аккуратно провели мимо печей и там уже стали показывать разные помещения. Есть комнаты для хранения овощей, которые не надо особенно морозить: картофель, морковь, лук. Лимоны и разные фрукты тоже размещены в отдельных холодильниках.

Есть «комната с мясорубкой» - реально целое достаточно большое помещение, где несколько разделочных столов и большая промышленная мясорубка. Больше ничего нет, все стерильно чистое. Тефтели в этот день уже приготовили и все вымыли.

Помещение для мытья посуды тоже заслуживает отдельного упоминания. В нем несколько раковин, каждая величиной чуть ли не с полванны в обычных квартирах. Зачем моют ложки-плошки руками, есть ведь посудомоечные машины? Машины есть, но в них вся посуда не уместится. Но, впрочем, последний этап мытья проходит именно в них: когда посуда уже вымыта до блеска, туда ее помещают «прополоскать». В общем, к чистоте посуды вообще нет и не может быть никаких претензий.

Давайте считать

После того, как мы все уже удивились размерам и масштабам, выясним, почему всего так много.

Конечно всё просто: потому что детей много. Горячими обедами на этой кухне обеспечивают почти полторы тысячи детей. Тут и младшие школьники, которые обязательно получают в школе горячее питание, и дети из малообеспеченных семей, дети, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации. Школа №18 расположена в районе левобережных дачных обществ – это не самый благополучный район города, поэтому и детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации не так мало, как хотелось бы.

Плюс дети с ограниченными физическими возможностями, которые занимаются на дому, но и им положен своего рода «сухой паек». Кстати, в пищеблоке есть и отдельное помещение, где формируют пакеты с «сухим пайком».

Сколько человек здесь работает? Ведь все надо приготовить, расставить на столы, убрать, вымыть… За один раз за столы садятся 270 школьников. То есть – пять-шесть раз надо будет накрывать по новой. А все это делают 12 работников. Как успевают? Ну вот, как-то. Работают практически с пяти утра и до пяти вечера. Сменами, конечно.

Главное, что сами работники не жалуются. Их все устраивает. Тайну зарплаты раскрывать, конечно, не стали. Большинство из них живут здесь же – в районе ЛДО. Но есть и те, кто приезжает из центра.

Чем кормят?

Насчет квалификации поваров можно не сомневаться. Здесь работает ИП Алдын-Кыс Куулар. Раньше эта команда обслуживала гимназию №5 и тоже была на очень хорошем счету.

Но кто составляет меню, кто рассчитывает нормы и все прочее? А никто. Все нормы спущены «сверху». На российском уровне подсчитали сколько чего нужно каждому ребенку каждый день. Какую рыбу и сколько раз в неделю подавать. Сколько надо молочных продуктов и что из них делать…

Так что творчеством особо не увлечешься, главное – чтобы вкусно получалось. В тот день, когда мы пришли посмотреть на организацию горячего питания, были тефтели из говядины, макароны, салат «витаминный» (капуста, морковка), чай витаминизированный (не с шиповником или чем-то еще, а именно с витаминами, чай с шиповником был накануне) и хлеб. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды получили еще шоколадное суфле.

Откуда берут продукты? ИП заключает контракты с поставщиками. Поставщики местные, многие продукты – тоже свои, местные. Понятно, что лимоны в Туве не выращивают, но большая часть продуктов все же своя.

И тут стало понятно, почему небольшие пришкольные огороды стали гораздо менее популярными. Чтобы готовить еду для школьников из каких-либо продуктов, надо получить лицензию. Другие продукты ведь могут быть сомнительными. И детей кормить ими нельзя. А школьные огороды, как правило, лицензию не оформляют – это только для профессиональных производителей.

В девяностые годы прошлого века, понятно, шли на любые меры чтобы прокормиться. Сейчас все строго задокументировано, залицензированно, запротоколировано. Никаких «шаг влево, шаг вправо». В селах, в больших и маленьких городах будет одинаковое меню, одинаковые порции, одинаковые продукты.

Финансирование – 99 процентов федеральных денег, один процент – республиканских. Раньше на одного ребенка приходилось 65 рублей, сейчас – 85 рублей 25 копеек.

Как все это организовано

Вот тут система достаточно сложная, хотя выглядит простой. Казалось бы – чего проще: школа выбирает подрядчика – дальше его проблемы: ищи поставщиков, персонал и прочее. Но мы же понимаем, что и деньги школа сама не печатает, да и самостоятельности в том, что касается федеральных программ у нее не слишком много.

Вот именно в этой проверке на прошлой неделе участвовали Инга Бады-Сады – главный специалист по вопросам организации питания Министерства образования РТ и Аяна Монгуш – главный специалист Департамента по образованию мэрии Кызыла.

Финансирование и разные вопросы согласования идут сверху вниз и снизу вверх. Мэрия проводит проверки в городе регулярно – один-два раза в неделю. Сотрудники Министерства образования РТ постоянно выезжают в кожууны. Контроль и согласования – так можно определить всю систему. Она несколько громоздкая, но можно быть уверенным, что ребенка не накормят ничем, что могло бы ему навредить.

И государственные, и муниципальные служащие отрабатывают каждую жалобу, каждый сигнал, даже анонимный. В некоторых школах в прошлые годы не хватало столов и стульев, некоторых предметов кухонного оборудования, например мармитов, которые позволяют держать блюда горячими. Заявки собирает Министерство образования РТ и заказывает нужное оборудование. Опять же и это все идет через муниципальную власть.

В самом начале, когда появилась программа обеспечения школьников обязательным горячим питанием, были некоторые накладки. Но с тех пор ситуация изменилась, почти каждая школа может похвастаться новой мебелью для столовой и новым оборудованием для кухни. А уж в новых школах это все было с самого начала.

На что жалуемся?

Директор школы Александр Сурунчап ничего и не скрывает – да жалобы бывают. Иногда дети жалуются, на то… что дают рыбу. Родители в возмущении пишут или звонят в школу. Ну что тут поделать? Можно сколько угодно говорить, что рыба в меню должна быть обязательно, особенно морская. Но можно и просто сослаться на то, что это – федеральная программа. Положена рыба – значит, положена. Размер порций, количество фруктов и прочее – это общероссийские нормы, тут никто ничего поделать не сможет.

Иногда говорят, что в какой-то день все было невкусно. Вот так – не конкретизируя – невкусно, и всё. Александр Сурунчап говорит, что не раз предлагал родителям создать родительский контроль – пусть приходят и сами все смотрят. Ну или хотя бы время от времени можно приходить с проверками: бахилы, халаты и шапочки найдутся для всех. Он не против – он только за. Но родители, выплеснув негодование по какому-либо поводу в соцсетях, на сотрудничество не идут, больше того, и жалобы чаще анонимные.

Можно ли накормить в школьных столовых и старших школьников? Можно. Но на это деньги не выделяются, значит, только за свой счет, причем, чтобы заявки были заранее и постоянные. Известно же, что большинство детей не так уж хочет есть «правильную еду», рассчитанную диетологами, а с большим удовольствием возьмут тот же «гномик». Цены в буфете школа не регулирует, это зависит от предпринимателей.

Ну вот вроде со всем и разобрались. Остается только напомнить еще раз предложение директора школы: если что-то не устраивает – приходите в школы, проводите родительский контроль, меню есть на официальном сайте школы. Всё открыто, всё доступно, всё можно посмотреть и проверить самим.

Ирина КАЧАН