Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

КРЕДИТНЫЕ КАНИКУЛЫ БУДУТ ПРОДЛЕНЫ

2 октября 2020
35

Сейчас, когда программа поддержки правительства завершается, мы видим, что многие заемщики не смогли восстановить свой прежний уровень дохода и принимают решение пройти процедуру банкротства. Программу предоставления кредитных каникул необходимо продлить. Людям необходимо дать возможность в сложных обстоятельствах на фоне пандемии взять передышку до стабилизации ситуации, заявила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

Тема жалоб, связанных с взысканием просроченной задолженности, стала одной из основных из-за ухудшения экономической ситуации. Пандемия и карантинные ограничения сказались на всех. И предприниматели, и самозанятые, и наемные сотрудники ощутили резкое снижение уровня реально располагаемых доходов. Из-за этого заемщики не смогли исполнить свои долговые обязательства, отметила Лазарева.

Правительство предложило беспрецедентные меры поддержки населения и предпринимателей. Одной из таких мер стал закон о кредитных каникулах. Однако не все заемщики смогли ими воспользоваться даже после расширения лимитов и критериев. Например, многие должники не смогли подтвердить доход или вовсе не соответствовали требованиям, прописанным в постановлении правительства. Они также столкнулись с процедурой взыскания.

«Кроме того, в наш консультационный центр по кредитным и ипотечным каникулам, а также на специальную кнопку в приложении «ОНФ. Помощь» пришло много жалоб, особенно в апреле-мае, на то, что банки «теряли» заявки на кредитные каникулы или проактивно без разрешения заемщика заменяли льготный период на собственные программы реструктуризации и при этом не уведомляли об изменениях клиентов. Такие ситуации провоцировали образование задолженности, о которой заемщики не знали. Таким образом, сотрудники банков наращивали долговые обязательства клиентов и передавали их на взыскание своим службам по работе с должниками или продавали коллекторам. Мы считаем подобное отношение к потребителю недопустимым», – отметила Лазарева. Она отметила, что должной реакции правоохранительных и надзорных органов на массовые нарушения прав потребителей финансовых услуг по данным фактам также не было.

«Однако Банк России обладает полномочиями провести проверки фактов, указанных на форумах, в СМИ и в поступивших в наш адрес обращениях в рамках поведенческого надзора. Мы передали коллегам из ЦБ имеющиеся у нас сведения и ожидаем справедливого решения по отношению к гражданам», – добавила Лазарева. По ее мнению, в будущем выигрывать будут только те финансовые институты, которые поддержат своего потребителя вместо того, чтобы пытаться на нем заработать.

Между тем из-за невозможности воспользоваться законным правом на снижение платежей при значительном падении доходов граждане несли и продолжают нести значительные финансовые потери. Сейчас, когда программа поддержки завершается, мы видим, что многие заемщики не смогли восстановить свой прежний уровень дохода и принимают для себя решения пройти процедуру банкротства.

«К сожалению, эпидемиологическая и экономическая обстановка по-прежнему непредсказуема, поэтому мы прогнозируем к концу года кратное увеличение количества банкротов среди физлиц и предпринимателей. Правительство продлевает некоторые меры поддержки, и мы надеемся, что программа предоставления кредитных каникул тоже может быть продлена. Банковский сектор, очевидно, не будет рад этому продлению. Но до стабилизации ситуации людям необходимо дать возможность в сложных обстоятельствах на фоне пандемии взять передышку», – резюмировала Лазарева.

onf.ru