Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Краткая история тувинской энергетики. Часть 3

23 октября 2025
11

Развитие тувинской энергетики в советский период.
История развития тувинской энергетики за советский период в основном подробно описана в книге «Свет и тепло-людям», выпущенной по заказу Тувинских электрических сетей и Кызылской ЦЭС АО «Красноярскэнерго» издательством «Новости Тувы» в 1997 году, авторами-составителями которой являются Н.Бухтоярова, А.Дембирель, О.Проценко, Ю.Сучков, В.Савиных.
Несомненно, соавторами творческого коллектива являлись герои книги- энергетики разных поколений, которые работали в отрасли в советский и постсоветский периоды начиная со дня добровольного вхождения Тувинской Народной Республики в состав СССР 11 октября 1944 года.

Ценность данного издания в том, что в нем, кроме хронологии событий- дат проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объектов энергетики в Туве, отражены и людские судьбы, связанные с энергетическими преобразованиями в крае, где до 07 ноября 1925 года почти 100% коренного населения не знало, что такое электричество и электрическое освещение, пользуясь светильниками- медными чашами с фитилем на растопленном животном жире-ден, которые и юрты-то освещали кое-как...
Если с 1925 по 1944 гг. электричеством ввиду малой мощности станций ограниченно пользовались только в Кызыле, то после добровольного вхождения ТНР в состав СССР началась электрификация всей Тувы, сопряженная с повсеместной коллективизацией и переходом на оседлый образ жизни коренного населения с образованием новых сел и даже городов. Во вновь созданных колхозах и совхозах строились автономные электростанции на локомобилях, позднее замененных на дизель-генераторы.
Считается, что план тувинского ГОЭЛРО-1 началась с разработки в 1951 г. институтом Гидрокоммунэнерго проектно-сметной документации на строительство Кызылской ЦЭС с тремя котлами производительностью до 20 тонн пара в час и двумя турбинами с генератором по 2500 киловатт (квт) каждый.

К тому времени вторая электростанция, построенная на берегу Енисея в 1938 г. с первоначальной мощностью 248 квт, прошла несколько этапов модернизации:
- в 1949 г. дали ток 2 новых генератора по 400 квт каждый, после чего впервые появилось уличное освещение в Кызыле, стало стабильным освещение жилых домов и административных зданий, которые были не в приоритете в период ТНР и послевоенное время в пользу производственных и социальных объектов (типографии, лесоперерабатывающих и кожевенно-пимокатных предприятий, больницы и т.д.);
- ввод еще 2-х генераторов по 400 квт в 1950 г. позволил обеспечить электроснабжением все предприятия и учреждения города, многие из которых использовали дорогостоящие автономные источники питания;
-после установки дизельного генератора мощностью 400 квт в 1951 г. была проложена линия электропередачи на шахту «Красная горка» в Усть-Элегесте, после которой стало невозможным его расширение из-за нехватки места и из-за того, что станция оказалась в самом центре города.
28 ноября 1958 года промышленный ток дал первый пусковой комплекс строящейся Кызылской паротурбинной станции.
«Кызылская ЦЭС стала первым крупным промышленным предприятием в Туве. Ввода ее в эксплуатацию с нетерпением ждали многие коллективы Кызыла, чья экономика бурно развивалась в те годы...Руководство Тувы предвидело рост ее экономики ускоренными темпами.На очередь выдвигалась задача развития энергетики, маломощные дизельные электростанции уже не отвечали требованиям времени. «Даешь ГОЭЛРО в тувинском варианте»- так кратко формулировалась насущная проблема»-написано в книге-брошюре, выпущенной Кызылской ТЭЦ к 50-летнему юбилею предприятия в 2008 году.
По архивным материалам выходит, что после 1944 года для автономного электроснабжения отдельных населенных пунктов сначала также использовались не только локомобили, позднее заменённые дизель-генераторами, но и малые гидроэлектростанции ( по некоторым данным до 15 штук)...
После ввода в эксплуатацию Кызылской ЦЭС началось формирование тувинской энергосистемы.

Основные вехи развития тувинской энергосистемы

1960 год. Строительство высоковольтной линии электропередачи на 35 киловольт (ВЛЭП-35 кВ) Кызылская ЦЭС- Суг-Бажы, по которой в 1961 г. подано напряжение 10 кВ, ввиду отсутствия ОРУ-35 на Кызылской ЦЭС.
1961 год. Строительство ВЛЭП-35 кВ Суг-Бажы-Бай-Хаак и Кызылская ЦЭС-Сарыг-Сеп, а также подстанций 35/10 кВ в Бай-Хааке и Сарыг-Сепе.
1962 год. После окончания строительства ОРУ-35 кВ на Кызылской ЦЭС подано напряжение в 35 кВ на ранее построенную ВЛЭП-35 кВ Кызылская ЦЭС-Суг-Бажы-Бай-Хаак и подстанцию 35/10 кВ в Бай-Хааке и Сарыг-Сепе. К тому времени в Тандынском и Каа-Хемском районах были построены распределительные сети по селам10 кВ.
1963-64 годы. Строительство ВЛЭП-35кВ Суг-Бажы-Балгазын и ВЛЭП-10кВ от этой подстанции.
1964-1965 годы. Строительство ВЛЭП-35 кВ Кызылская ЦЭС-Туран с подстанцией 35/10 кВ в Туране и распределительными ВЛЭП-10кВ в Пий-Хемском районе.
1965 год. Строительство и ввод ВЛЭП-35 кВ Кызылская ЦЭС-подстанция «Городская», Туран-Аржаан и подстанции 35/10 кВ в Уюке.
1966 год. Ввод ВЛЭП-35 кВ Ак-Довурак-Чыраа-Бажы с подстанцией 35/10 кВ в с.Чыраа-Бажы от Ак-Довуракской ТЭЦ, первый котлоагрегат которого запустили в сентябре 1963 г., а через месяц государственная комиссия подписала акт приемки ТЭЦ в эксплуатацию. История Ак-Довуракской ТЭЦ, призванной обеспечить электро- и теплоснабжение горно-обогатительного комбината всесоюзного значения по выпуску высокосортного асбеста, тоже началась с монтажа дизельной электростанции с двумя генераторами по 600 лошадиных сил каждая в 1960-1961 гг.
Было время, когда Ак-Довуракская ТЭЦ обеспечивала электроэнергией весь Барун-Хемчикский район. Этому способствовали введенные в эксплуатацию в 60-х гг. 2 турбогенератора по 2,5 мегаватт каждый.
1969 год. ВЛЭП-35 кВ Балгазын-Самагалтай с подстанцией 35/10 кВ в Самагалтае.
1970 год. С вводом в эксплуатацию ВЛЭП-220 кВ Абаза-Ак-Довурак с подстанцией 220 кВ в Ак-Довураке в западную часть Тувы пришла большая энергия- «улуг чырык» - из-за Саян.
1971-1972 годы. Ввод в эксплуатацию ВЛЭП-220 кВ Ак-Довурак-Чадаан-Шагонар-Кызыл с подстанцией 220 кВ в Чадаане (32000 кВт), Арыг-Узю ( 3600 кВт), Кызыле (20000 кВт), Элегесте (2500 кВт), Хову-Аксы (6300). ВЛЭП Чадаан-Кызыл работает на напряжении 110 кВ, хотя линия была построена в габаритах 220 кВ. Ввод в эксплуатацию ВЛЭП- 220 кВ Абаза-Ак-Довурак-Кызыл с присоединением тувинской локальной энергосистемы к энергосистеме Сибири и указанных головных подстанций 220 кВ и распределительных сетей 35/10 кВ позволило ликвидировать дефицит электроэнергии в Туве и закрыть значительную часть дизельных электростанций.
1972-1985 годы. Построены и введены в строй ВЛЭП с подстанциями: Самагалтай-Эрзин, Арыг-Узю-Чаа-Холь, Арыг-Узю-Торгалыг, Ак-Довурак-Тээли, Чаа-Холь-Шанчы, Шагонар-Хайыракан, Хайыракан-Баян-Кол, Элегест-Бай-Хаак-Балгазын, «Городская-Южная», Южная-ПС Кызыл, Чадаан-Сут-холь, Чадаан-Хандагайты, Балгазын-Бурен-Бай-Хаак.
1986 год. Ввод в эксплуатацию ВЛП-220 кВ Шушенское-Кызыл и подстанции 220 кВ «Кызыл», который позволил закольцевать тувинскую энергосистему через ВЛЭП 220 кВ Абаза-Ак-Довурак-Чадаан-Кызыл-Шушенское, с некоторым «электрическим аппендиксом» с ограниченной пропускной способностью на участке Чадаан-Кызыл, работавшей на напряжении 110 кВ, хотя линия была построена в габаритах на 220 кВ.
1989 год. Ввод подстанции 220 кВ в Туране, ВЛЭП 110 кВ Бурен-Бай-Хаак-Сарыг-Сеп и подстанции 110 кВ в Сарыг-Сепе, ВЛЭП 35 кВ Балгазын-Балгазынская ОС и подстанции «Балгазынская ОС».
1990 год. Ввод подстанции 110 кВ «Кызылская ОС».
1993 год. Ввод ВЛЭП 35 кВ Самагалтай-О-Шынаа и подстанции 35 кВ «О-Шынаа».

Успешное предприятие «Тувкоммунэнерго»

Отдельно следует отметить, что СМУ «Сельэлектрострой» за советский период были построены и введены в эксплуатацию тысячи километров электролиний и сотни подстанций вплоть до зимних чабанских стоянок в совхозах. Например, протяженность ЛЭП 10/0,4 кВ совхоза «Дружба» в Улуг-Хемском районе в середине 80-ых гг. прошлого столетия составляла более 800 км., а число подстанций 10/0,4 кВ было более 125 штук. Так, более 97 процентов чабанских стоянок совхоза «Дружба» были электрифицированы. Позднее электрические сети и подстанции совхозов были переданы на баланс Тувинских электрических сетей после неудачной попытки образовать республиканское предприятие «Туваагропромэнерго», просуществовавшей без году неделя.
А республиканское предприятие «Тувкоммунэнерго», взявшее на себя функцию по эксплуатации крупных по меркам Тувы котельных в райцентрах, дизельных электростанций в отдаленных районах, а также эксплуатировавшей коммунальные электрические сети в райцентрах и Кызыле, и реализовавшей электроэнергию как посредник между энергосбытом и потребителями, было довольно успешным предприятием, заслуживающего отдельной главы в истории тувинской энергетики. Также заслуживает отдельного освещения история Хову-Аксынской ТЭЦ, обеспечивавшей электроэнергией и паром первенца тувинской металлургии — всесоюзный комбинат «Тувакобальт», работавший с 1970 по 1991 гг. Хову-Аксынская ТЭЦ обеспечивала теплом и горячей водой и пгт. Хову-Аксы, где в основном жили работники «Тувакобальта».

В краткой истории тувинской энергетики особо нужно также отметить «вклад» Тувы в развитие энергетики всей страны, разрешившей отдать под зону затопления водохранилища Саяно-Шушенской ГЭС значительную часть наиболее обжитого и развитого Улуг-Хемского района: старый Шагонар, села Старый Чаа-Холь, Кара-Тал, Урбюн, Старый Эйлиг-Хем, Алдыы-Шынаа, жителей которых пришлось переселить на новые места. Наиболее плодородные земли и с обширными пойменными лугами центрального района Тувы ушли под воду водохранилища. Эту историю тоже предстоит тщательно изучить нынешнему поколению энергетиков, ученых, управленцев республиканского и муниципального уровней, а также журналистам, благодаря которым история тувинской энергетики сохранилась в книге «Свети тепло-людям», публикациях газет «Красный пахарь» (ныне «Тувинская правда»), «Шын», а также других изданиях.

Мерген АНАЙ-ООЛ, инженер-электрик, заслуженный работник РТ, член Союза журналистов России.
На фото Кызылская ТЭЦ. Со дня основания развивалась в несколько этапов, расширяясь и увеличивая свою мощность. Резервы для дальнейшего развития самого крупного энергетического предприятия Тувы имеются.