Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Красавица Тува, богатырь Саян, Бурундук и другие…

Выбор редакции
9 марта 2023
39

В Тувинском государственном театре кукол – десятый сезон. Жизнь – насыщенная, интересная, полная событий. Как и должно быть в юбилей. Ждут гостей из Бурятии по федеральной программе «Большие гастроли» в конце марта, наши артисты в этот регион тоже собираются. Самое главное – радуют премьерами. Одна из них – «Тайны прошлого».

Спектакль рождался в прошлом году, осенью, тихо, во время разгула ковида. Но творчество не может остановить никакая пандемия! Здесь приходят на работу как на праздник, стараются придумать для зрителей что-то интересное. Все – личности, с уважением и любовью относящиеся к храму великого искусства театра. Действительно, именно служат тут.

Для этой постановки специально съездили осенью же 2022-го по трассе Кызыл – Абакан до сакральных мест в районе Ергаков, где величественно возвышается неприступная гора «Спящий Саян». Провели обряды, ощутили кожей энергетику красивых и уникальных склонов. Даже заслуженный работник культуры РФ, народный художник РТ, почетный работник культуры Монголии Начын Шалык был активен, с удовольствием поучаствовал в знаковом событии. Все напитались эмоциональными впечатлениями, чтобы легенды Тувы о Саянских горах превратились в кукольно-пластический сюжет. И истории из прошлого стали ближе и лицедеям, и зрителям.

Да, по легендам из глубины веков, Саяны – руки Земли, на которых удерживается мироздание, а сердце Спящего Саяна – висячий камень. Он, повинуясь воле богов, охраняет место от тех, кто может прийти со злым умыслом…

Спектакль идет на русском языке, продолжительность – всего – 50 минут. Но какие они насыщенные! И время исчезает. Начинается наш поход в Зазеркалье чудес, перевоплощений и общения с самыми невероятными существами. Интересно и маленьким театралам, и совсем взрослым. Нас захватывает вихрь происходящего, динамичный и яркий, многогранный и многоплановый. Сложные технически задумки выполняются легко и отлаженно, удивляя и восхищая. Что только мы не видим!

Приготовленная сцена интригует, много-много материи художественно, со складками-драпировками занимает большое пространство. То ли морские волны, то ли холмы-складки гор. Еще и атрибут оваа замечаешь, любовно оформленное священное место. И висячую вверху глыбу рассматриваешь с интересом.

Ах! Все зрители дружно реагируют на начало возгласами восхищения и удивления. Глаза широко-широко раскрываются, эмоции восторга парения и открытий дивных уголков поглощают каждого. С помощью новых технологий нам – в реальности – удается оказаться в сказочно волшебных местах Тувы, природа удивительная, яркая, немыслимой красоты, живая. Мы как бы летим над Землей, окидывая ее жадным взглядом с заоблачной высоты. Дух захватывает.

И декорации оживают, эти Горы начинают дышать, даже разговаривать с нами. Как интересно и тщательно продумано и придумано создателями! Все участники действия одушевлены, как и положено в легендах. Нельзя не влюбиться в очаровательных Пищуху (Ч. Сагаачы, С. Монгуш), Бурундука (Т. Куулар, У. Донгак, У. Монгуш), всезнающего Грифа (Б. Сарыглар, Ч. Ооржак, А. Ооржак). Бутафор Ариадна Тангыт-оол расстаралась. Эти существа так и хочется взять в руки, поиграть, да унести домой с собой. Они – уникальные, неповторимые. Как ругаются-мирятся, как насыщенно живут. Интересно рассказывают. Живые – по-другому и не скажешь.

Расположившаяся в заоблачной выси вверху глыба спускается ниже, это тот самый висячий камень, на нем появляются зверьки. А мудрый Гриф начинает повествование… Заслушается. Развитие сюжета идет под музыку Артыша Даржая, которая активно и достойно наполняет спектакль. Можно сказать, что является одним из действующих лиц. Правда-правда.

Есть Белые и Темные Духи, помощники в черном, Белая шаманка (У. Донгак, Т. Куулар), создающие пластичные образы. Это постарался заслуженный артист РТ Орлан Монгуш, поработал с коллегами, что стали жестами и движениями создавать яркие действия. Есть еще и Шулбус-кукла (А. Ооржак, У. Монгуш, С. Монгуш, Ч. Сагаачы), с горящими глазами, запоминается сразу. Как он поражает аудиторию, что на едином вздохе воспринимает сказочное существо. Есть и сын подземного бога Шулбус (О. Лопсан). Действие от кукольных героев органично переходит к артистам, создающим образы, такая своеобразная вязь. Узелки незаметные – так и надо. В мире кукол всё же возможно.

Гриф обстоятельно повествует, как сына подземного бога решили женить на дочери небесного бога Туве (С. Тумат). Дорогие дары послали ее родным. Спустилась она вниз с высоты. Знакомится с новыми пейзажами и их обитателями. Да появился еще и богатырь Саян (Э. Ооржак, Х. Куулар)… Молодые знакомятся, проводят время вместе. Страсти закипели. Нешуточные. Во что это всё вылилось, мы с интересом и удовольствием узнали. Что и нашим читателям рекомендуем сделать.

Мы окунулись в яркое сказочное действие, нам дарят именно эти ощущения, яркие и сказочные. Технических приемов для специальных эффектов много, самых разнообразных. Это и видеоряд в новых технологиях, и использование театра теней, и оживающие в руках артистов неодушевленные предметы. Чтобы великие горы так «задышали», извергали пламя, надо сильно постараться. И стараются.

Исполнители хорошо понимают материал – без этого ничего бы не получилось. Все проникаются сюжетом, играют разные роли. Молодцы. Но особо хочется выделить дочь небесного бога Туву – Сайдаш Тумат. Какая выверенная пластика, гибкость, легкость обращения с костюмом, где платье-шлейф на многие метры. Настоящая принцесса из легенд. Несомненная удача актрисы.

Большое-большое спасибо – режиссеру Светлане Ондар, заслуженному деятелю искусств РТ. Задумано интересно (тот же момент-ход с жердями-палками, по которым двигаются куклы в пространстве сцены, такого предостаточно), главное – выполнено прекрасно. Причем, используется пространство на нескольких уровнях. Получается органично. Большая творческая удача и постановщика, и ее единомышленников. Можно заметить, Начын Шалык порадовал фирменным подходом, детская черта характера в нем еще жива и «зажигает». Вложил душу в создание декораций.

Как зрители хлопали в финале! Глаза ярко блестят. Ребята говорят коротко: «Всё понравилось!» Был полный, как обычно, зал. Немного задержали начало, извинились, ждали детей из школы-интерната. Позже появился такой отзыв: «Выражаю огромную благодарность всем работникам и актёрам, которые причастны к сотворению сказки. Ваш удивительный талант помогает зрителям по-новому взглянуть на жизнь и самих себя. Спасибо Вам за это. Сегодня хочется от всего сердца пожелать Вам удачи, терпения и счастья. Пусть любовь зрителей согревает Вас каждый день. С благодарностью, воспитатель школы-интерната Саглай Ховалыг.»

Ради таких откликов и создаются спектакли. Мы, зрители, рады. Браво!

Марина КЕНИН-ЛОПСАН.

Фото из архива редакции и Тувинского государственного театра кукол