Резьба по кости — самый древний вид декоративно-прикладного искусства, который со временем выделился в самостоятельный вид художественного творчества. Мастер-косторез из Тоджинского района Эдуард Лопаа — известная в республике творческая личность. Вот уже более двадцати лет как мастер превращает рога, кости и черепа животных в резные произведения искусства, черпая вдохновение в предметах культурного наследия тувинского народа, археологических находках скифского времени. Он неоднократный участник и лауреат всероссийских конкурс косторезного искусства народов России.
В 2010 году с отличием окончил Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна по специальности «Магистр декоративно-прикладного искусства и народных промыслов». Вернувшись на родину, стал работать преподавателем дисциплины «Резчик по кости и рогу» в горнотехническом техникуме в с. Тоора-Хем, затем педагогом дополнительного образования — ведет кружок «Резчик по дереву».
Работы Эдуарда Севеновича находятся в частных коллекциях в Швейцарии, Китае, Монголии, Белоруссии, а также в музеях Москвы, Якутии, Алтая. Одно из произведений под названием «Ханский табун» украшает кабинет министра обороны России Сергея Шойгу. Этот факт является предметом особой гордости мастера. «Подарок — знак уважения в адрес нашего прославленного земляка, который многое сделал и делает для своей малой родины. Я преподнёс его Сергею Кужугетовичу не только от себя лично, но и от всего тувинского народа» — говорит Эдуард Севенович.
К каждому виду кости нужен свой подход, так как все они немного отличаются по структуре. Это материал достаточно твердый, но вместе с этим и довольно хрупкий. Все зависит от изделия — тонкий ажурный веер или же это скульптура, здесь разница значительная.
Стоимость его работ достаточно высокая: от 4500 рублей за одну небольшую фигурку. Но оно и понятно, ручная работа всегда в цене, особенно такая кропотливая и трудоёмкая. На изготовление одного предмета или композиции уходит от одного до шести месяцев.
Как говорит Эдуард Севенович, для того, чтобы творить, необходимы три составляющие: инструмент, материал и мастерская. И если с первыми двумя все в порядке, благо, на средства соцконтракта он сумел приобрести необходимое оборудование, то с третьим настоящая беда. Удивительно, но в целом районе для него не нашлось маломальского помещения. Тем более удивительно, что просит-то он не для себя. «Мечтаю, чтобы во всём мире восхищались работами тувинских мастеров, ценили их, ведь наше искусство – очень древнее. Параллельно необходимо возрождать то, что утрачено. Почему бы, например, не открыть в Тодже филиал Центра тувинской культуры? Собрали бы мастеров, которые обучали бы ребятишек исконным традициям тувинцев-тоджинцев, которые постепенно исчезают. Дети должны видеть историю своего народа не только на фотографиях и картинках, но и вживую» — говорит умелец.
Но как бы то ни было, отрадно, что такое уникальное искусство тувинского народа, как резьба по кости, не ушла в забвение. Оно живо до тех пор, пока живы его распространители и последователи. И в их числе такие мастера, как Артыш Монгуш, Экер-оол Салчак, Олчей Санчыт-оол, Алим Иргит, Арбак Хомушку, Аяс Кыр, Шораан Ойдуп и, конечно же, Эдуард Лопаа из далекой Тоджи.
Юлия САТ.
Фото автора.
Костяное кружево
21 июня 2023
73