В Туве несколько хозяйств занимаются разведением яков (сарлыков) больших и лохматых животных, дальних родственников коров решился в одном из отдаленных районов Тувы Овюре– потомственный чабан, Глава КФХ Кара-Кат Донгак.
У Кара-Ката в хозяйстве не только яки, есть также стадо коров, лошадей и овец. Что касается яков, у фермера – энтузиаста уже имелось в хозяйстве около десятка. Настала пора пополнить поголовье. Посоветовавшись с супругой Буянмой, Кара-Кат обратились за заемными средствами в Россельхозбанк. С помощью полученных денег удалось увеличить поголовье КРС, купив еще 30 яков и необходимую технику.
«Все получилось, как мы хотели. В этом деле всё зависит от самого человека, насколько готов ты работать, заниматься сельским хозяйством. А государство сейчас поддерживает хорошо: министерством сельского хозяйства создана программа, условиями которой предусмотрено возмещение части затрат, приобретающим скот. Это ощутимая поддержка», – с удовлетворением констатирует он.
По словам сарлыковода, эти животные круглый год обитают у подножия горы.
«Они очень свободолюбивые. Чистый воздух, вода и альпийские травы делают их мясо экологически чистым, полезным и вкусным. Мы им кроме соли ничего не даём, где хотят, там и пасутся, всегда летом и зимой находятся на горных склонах. Сильно передвижной скот, целый день могут лежать, а к вечеру так рванут, что на лошади трудно догнать», - говорит Кара-Кат.
Лохматые великаны хрюкают подобно свиньям, имеют с виду лошадиный хвост и вымя козы. Выносливые и по характеру легко возбудимые, они плохо переносят присутствие человека, но своего хозяина любят.
Яки - и тягловая сила, и мясо, и шерсть (схожа с верблюжьей) из которой шьют одежду. Первый помощник и опора во всем Кара-Ката – Буянмаа. И в этой непростом отгонном животноводстве она рядом. Летом с яками находятся сами, а дети сено косят, убирают, скирдуют, перевозят.
«Дети знают каков труд скотовода, всю работу видят с малых лет. Дочь студентка, сына среднего в этом году в армию призвали, младший - в шестой класс перешел. Порой они лучше нас знают, что и как делать. Школьник привычно остается один «на хозяйстве» пока мы отлучаемся по надобности за пределы Тувы», – говорит супруга.
Сейчас яководство потихоньку возрождается в регионе, но пока дело держится на энтузиастах, таких, как Кара-Кат Донгак. Численность сарлыков в Туве, превысило в 2020 году 14 тыс. Годом ранее их насчитывали 13 тыс. голов. Помимо хозяйства в Овюрском районе, их разведением занимаются в отдаленных Монгун-Тайгинском, Бай-Тайгинском и Барун-Хемчикском районах. И они получают дотации из регионального бюджета на маточное поголовье. И, возможно, скоро эта сфера животноводства станет вновь популярной у местных фермеров.
Фото из открытых источников