В Национальном театре им. В. Кок-оола сдали спектакль, премьеру которого мы увидим в новом сезоне. Это спектакль уже может считаться настоящим событием по многим параметрам: и по звездному составу актеров (практически каждый исполнитель – Народный или Заслуженный артист), и по вечной актуальности темы, касающейся каждого, и… по вариативности финала.
Звездная «Лавина»
Спектакли по пьесе турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу «Лавина» уже поставили десятки театров в нашей стране и в самых разных странах за рубежом. Смыслы в постановку вкладывают самые разные – от откровенного антикоммунизма, до психологического анализа, включая защиту общечеловеческих ценностей – все зависит от финала и от дополнительных акцентов.
Своим появлением на сцене тувинского тетра пьеса обязана режиссеру, Заслуженному артисту Тувы Орлану Монгушу. Несколько лет назад он участвовал в постановке «Лавины» в Канском драматическом театре, но там он занимался только пластикой.
Как он сам говорит, тогда чувствовал, что надо делать все немного иначе. Но у канского режиссера было свое видение. Зато дома Орлан Монгуш уже смог поставить свой спектакль.
Состав актеров – действительно звездный. Но почти каждый играет роль, не вполне ему свойственную. Самую пожилую пару играют Виктор Наксыл (Народный артист Республики Тыва) и Надежда Наксыл (Народная артистка Республики Тыва).
Обаятельный и талантливый Виктор Наксыл прекрасно смотрится в зарубежных пьесах, часто играет интеллигентных и творческих людей. В «Лавине» он – полусумасшедший старик, просветление наступает только ближе к финалу.
Надежда Наксыл играла главные роли, героинь и красавиц. Последнее время у нее не очень много ролей: театр решил перестраиваться, привлекать молодых зрителей, а в пьесах про молодых людей нужны и молодые актеры. Надежда Наксыл сыграла забавную старушку, которая притворяется, что не может ходить – уж очень ей нравится, когда все за ней ухаживают. Но не может избавиться от озорного, почти девичьего любопытства
Пару среднего возраста играют Станислав Ириль (Народный артист Республики Тыва) и Луиза Мортай-оол (Заслуженная артистка Республики Тыва). Это люди, на которых держится семья: тут и отец «с причудами», и мать «инвалид», и ожидание рождение внука.
Молодую супружескую пару, у которой должен скоро появиться ребенок, играют Тана Ховен-оол и Чылгычы Даваа. Диапазон ролей Тана Ховен-оол чрезвычайно широк – тут и драматические и комедийные роли. 2019 году признана «Лучшей актрисой 83 театрального сезона». Чылгычы Даваа - выпускник Высшего театрального училища имени Щепкина 2017 года. В нынешнем году признан «Лучшим актером 87 театрального сезона».
В спектакле участвуют Саяна Сат (Народная артистка Республики Тыва), Анна Шириин-оол (Народная артистка Республики Тыва, Заслуженная артистка Российской Федерации) и другие актеры.
Страх мешает жить
«Ибо как в мрачных потемках дрожат и пугаются дети,
Так же и мы среди белого дня опасаемся часто
Тех предметов, каких бояться не более надо,
Чем того, чего ждут и пугаются дети в потемках».
(Тит Лукреций Кар)
Все мы чего-то боимся. Наверное, так и должно быть: страх – защитная реакция организма. Но если чего-то боишься всю жизнь, то эта жизнь просто проходит мимо.
В маленьком горном селении все жители не просто боятся лавину – они боятся жить. Девять месяцев в году они говорят друг с другом только шепотом, соблюдают тишину. Если будут громкие звуки, то с гор может сойти лавина, которая погребет все село.
Нельзя чтобы в это время рожались дети – крики роженицы или младенца тоже могут спровоцировать лавину. Один такой случай уже был лет пятьдесят назад, когда должно было появиться на свет незапланированное дитя. Тогда роженицу уложили в деревянный ящик и живьем закопали. С одной стороны – ее не убили: никто не осудил и не привел казнь в исполнение. Может быть, предполагалось, что после родов ящик можно будет вытащить, и там будут живые и мать и ребенок? Сложно сказать кто на что рассчитывал, но роженица, конечно, задохнулась под землей.
И вот сейчас у молодой женщины начинаются схватки. А время, когда можно шуметь еще не наступило… Вызвали повитуху, а та обязана доложить о приближающих родах старейшинам. Старейшины, разумеется, принимают решение закопать беременную женщину – это закон. Поступить по закону – значит закопать.
Вот эта часть спектакля не слишком отличается в постановках разных театров сорока стран, где ее уже поставили, начиная с 2004 года. Каким образом можно было сюда «за уши» притянуть антикоммунизм? Все просто: при социалистическом строе все молчали и боялись что-то сказать. Особенно творческие люди. И вот так жили – молча и боясь. Только не надо у них спрашивать, почему именно в советское время «когда все молчали» снимали самый лучшие фильмы, а «когда смогли говорить», то даже известные режиссеры как-то «сдулись». Все равно ничего сказать не смогут. Какое отношение пьеса, написанная в Турции в 2004 году, имеет к социализму, на это тоже не ответят. Поэтому продолжаем рассматривать пьесу, как она есть.
Каким будет финал?
Судя по всему, в оригинальной пьесе (а все ее немного меняют на свой лад) муж, чтобы помешать убийству, берет ружье и стреляет в воздух. Есть варианты: старик стреляет в воздух, старик кричит, муж кричит, муж трубит в какую-то огромную трубу.
В общем, либо муж, который хочет спасти любимую, либо старик, который устал бояться, создают сильный шум, и… лавина не сходит. Нет лавины! Вероятно, наступил тот самый час, когда уже можно шуметь. Хотя, это скучно. Наверное, интереснее было бы, что лавина не сходит, просто потому что страх надуманный, и лавина тут вообще не будет сходить!
В постановке в нашем театре старик собирается стрелять или кричать, а у мужа оказывается огромная труба, в которую он собирается трубить. Но – никто ничего не успевает, появляется на свет дитя. Раздается громкий крик новорожденного. И да, лавина не сходит. Не сходит, как кажется именно потому, что уже наступило время, когда можно кричать. Время в этом поселке отмеряют каплями подтаявшего снега. Когда вода достигает определенного уровня – кричать можно. И вот, пока все думали, что делать, уровень воды как раз и поднялся.
Вот то, что не выстрел, а крик ребенка освобождает жителей села от страха – это просто здорово! Это – жизнь! Не важно, начинается жизнь или продолжается, но – действительно жизнь побеждает страх, жизнь побеждает смерть.
Но вот то, что уровень оттаявшей воды как раз в это время и поднялся, говорит о том, что это только передышка – через три месяца все опять замолчат, и страх вернется. Правда, есть сведения, что эта семья покинет поселок и уедет в те места, где можно ничего не бояться, но… но такие попытки уже были. Те, кто уезжали, чаще всего возвращались – здесь их родина. Хотя здесь и их страх.
Насколько известно, режиссер думает о том, что финал можно изменить и лавина накроет село.
Небезосновательный страх
И да, это совсем другой поворот. Мы ведь сочувствуем чудаковатой семье, хотим, чтобы у них все было хорошо, и чтобы беременную женщину не убили – не закопали, и чтобы ребеночек родился.
А вдруг лавина действительно может сойти? Вдруг первый крик ребенка станет и последним его криком, а вместе с ним погибнет и все село? Не окажется ли тогда преступным сочувствие младенцу, если он станет причиной гибели всей общины?
Допустим, мы сочувствуем молодой семье сидя в зале, а будем ли мы сочувствовать им, если сами живем в том же селе, и под лавиной погибнут наши близкие, да и мы сами?
Да, страх – это плохо. И некоторые философы считают страх вредной эмоцией с плохими последствиями. Но есть и другие философы, они рассматривают страх как преимущественно биологическое явление, и они считают это состояние полезным, поскольку оно оповещает об опасных ситуациях. Страх понимается и как одно из возможных состояний человеческого бытия. Ощущение страха, боли обеспечивает самосохранение человека. Но если это ощущение длится годами, то психика человека неизбежно будет нарушена. И как быть?
К счастью, эта смоделированная ситуация – всего лишь спектакль. Зрители эту моральную проблему решают каждый сам для себя. В новом сезоне мы уже увидим полностью готовый спектакль – спасутся жители деревни или нет, мы еще не знаем.
Ирина КАЧАН.
"Тувинская правда" № 49