Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Ко Дню памяти жертв политических репрессий: Первый управляющий Тувинбанка

30 октября 2024
15

Оюн Танчай Чырандай оглу родился в местечке Межегей Оюннарского хошуна в 1893 году (в некоторых документах 1894) в семье арата Оюна Чырандая (1846 г.р.) - кузнеца-умельца. История отца Оюн Танчая не менее интересна. Кузнец Чырандай является добровольным участником исторического сражения, нелегкие действия которого развернулись в период с 1911 – по 1913 гг. в местности Ховд Западной Монголии. В 1911 году в Китае вспыхнуло восстание, которое свергло манчжурскую монархию и провозгласило Китайскую республику. Монгольские феодалы, воспользуясь ситуацией, начали решительную борьбу за отделение Монголии от Китая и создание собственного монгольского государства. С целью изгнания китайского гарнизона из крепости Кобдо по поручению Богдо-Кегээна Монголии в тогдашней Туве была проведена военная мобилизация. Ее возглавил тувинский амбын-нойон Комбу-Доржу, который был удельным князем оюннарского хошуна и Бугдийн-Дарга, то есть управитель всех тувинских хошунов, подчинявшийся Улясутайскому цзянцзюню - наместнику китайского императора в северной Монголии. В состав первых 250 воинов, в основном, были призваны уроженцы Оюннарского хошууна. При обсуждении тактического плана взятия крепости тувинцы предложили взорвать одну из стен и таким образом проникнуть внутрь крепости. Крепость Кобдо в то время являлся одним из главных оплотов Цинской администрации, оккупировавшей обширные территории северной Монголии и тогдашней Тувы. На эту сложную операцию отозвались бойцы из Оюннарского хошуна – Сарыг-Ёнзак, Оюн Моол-оол, Оюн Кара-Хаппый, Оюн Узун-оол. Воин от сүзүк шериг уважаемый Оюн Чырандай как кузнец мог и коней подковать, советом помочь, подбодрить, а так же и обряд провести по поднятию воинского духа. Дарган в тувинском обществе исстари пользовался уважением как повелитель огня и металла. Дар кузнеца передавался от отца к сыну, и, по поверью, наследственные кузнецы обладали колдовской волшебной силой. По преданиям по личному указанию Великого Хаана дарганам разрешалось не вставать и не кланяться при приветствии.

Значимые события в биографии отца для молодого Танчая сыграли свою роль в формировании отличительных качеств характера будущего государственного деятеля ТНР. Несомненно, по примеру отца, его волновала дальнейшая судьба родной страны, народа . По народным примечаниям к сорока годам тувинец-мужчина достигал зрелого ума для управления своего рода и тѳре.

Дальнейшее деятельное участие в подпольной типографии Красной гвардии подтверждают размышления молодого человека по поиску пути развития родного края, к смелому восприятию новых революционных веяний, происходивших в России.

В 1918 году, по анкетным данным, Танчай принимал добровольное участие в подпольном революционном движении Красной гвардии в г. Белоцарске, а именно в подпольной типографии Красной гвардии, выполнял разного рода поручения партии по общественной работе. Вследствие чего Оюн Танчай подвергался аресту за участие в подпольной революционной работе. В анкете не было указано кем был произведён арест. Но в то время в Белоцарск прибыли белогвардейские отряды из Красноярска и Омска с целью присоединения Урянхайского края к российскому государству Колчака, так как в августе 1917 года Временное Правительство подтвердило протекторат над Тувой. Под контролем белых войск Тува находилась с лета 1918 до лета 1919года. Интересы своих государств к Туве проявили китайские и монгольские интервенты под предводительством Ян Шичао. Наступили тревожные времена гражданской войны (1919 – 1921гг.).

Гражданская война ускорила решение вопроса самоопределения Тувы. Началась работа по подготовке учредительного съезда. На обсуждение вопроса исторического выбора были привлечены представители всех тувинских хошунов, в том числе аратов, делегаты 12 съезда русского населения, Сибревкома в лице Сафъянова, от группы проживающих в Туве корейцев, делегация от Народно-революционной Монголии.13-16 августа 1921 г. состоялся Всетувинский Учредительный хурал, на котором провозглашено новое независимое государство Танну-Тува Народная Республика. В списке участников присутствие молодого Оюна Танчая на данном форуме значится как Танчай хаа. В советское время понятие хаа, наряду с названиями других административных чинов старой Тувы, было наделено нарицательным значением, весьма принижающим его истинный смысл. А ведь для молодого человека, коим являлся Оюн Танчай, владение монгольским языком, знание старомонгольской письменности - на протяжении более 300 лет служившего на территории Тувы языком ведения хроник, летописей, а так же государственной переписки - впоследствии явилось преимущественным качеством для привлечения к административной работе созданного на съезде народного правительства.

После провозглашения независимой Народной Республики Танну-Тува законодательным органом власти стал Народный Хурал, а исполнительным органом власти – Центральный Совет (правительство). Правительство состояло из бывших нойонов, чиновников, лам которые имели образование, опыт ведения канцелярии, сбора налогов, опыт исполнения поручений Амбын-нойона (в китайской администрации в Улясутае значился как Бугуде-дарга Танну-Урянхая).

В 1921 – 1922 годах Оюн Танчай в правительстве ведал делами секретариата, финансов , а также состоял в оргбюро ( из анкеты), где председателем Оргбюро был Монгуш Нимачап. Эти факты являются прямыми и твёрдыми свидетельствами его грамотности в монгольской письменности и владении монгольским языком, навыками в документоведении и ведении финансами. Как уроженец Оюннарского хошуна владел и русским языком. Племянница Танчая Оюн Намчалбаа вспоминала что видела как родители отправляли сына учиться в Монголию, снабдив его необходимым провиантом, пушниной и другими ценностями. В одной из поездок он возможно остановился у Ёнзак-хелиң. Там он приметил привлекательную Дижитмаа. Впоследствии молодые люди создали семью. Первенец Хурбаа родился в 1914 году. После обучения, в соответствии с полученным образованием и выполнением поручений вышестоящих чиновников, стал именоваться Танчай-хаа .

Весной 1922 года в Туране проходил первый съезд Тувинской народно-революционной партии. При подготовке этого события деятельное участие принял и молодой Танчай. А уже на самом съезде был избран секретарём заседания. Образованный на первом съезде партии Центральный комитет (ЦК ТНРП) фактически взял на себя функцию руководящего органа власти. На том же съезде были сформированы Совет министров и первые министерства - внутренних дел, иностранных дел, военных дел, юстиции и в конце года финансов. 1922 по 1923 год Оюн Танчай служил в министерстве финансов нового государства (из анкеты)

С 1923 года, согласно анкетным данным, руководил Оюннарским кожууном (так в анкете). С 1926 по 1927 годы - Полномочный представитель Танну-Тувинского народного Правительства в СССР, С 1926 по 1932 годы - министр иностранных дел ТНР. В 1931 году Оюн Танчай в качестве почётного гостя приглашён на празднование 10-летия МНР, МНРП и революционной армии Монголии. В 1929 году Оюн Танчай возглавляет комиссию по разработке тувинской письменности при Учёном Комитете ТАР, созданной для руководства и планирования всех мероприятий, связанных с введением государственной письменности и выработкой тувинского литературного языка и терминологии. Председателем первой научной организации при ТНР - Учёного Комитета - являлся С.К. Тока. И 28 июня 1930 года издан Декрет о создании новой латинизированной письменности ТНР.

В ударных темпах ликвидируется неграмотность среди аратов, печатаются учебники, в том числе учебник тувинского языка для русского населения, выпускаются газеты, книги, журналы. Воспоминания о жизни в дореволюционной Туве Оюна Танчая, его очерки о новых изменениях в жизни аратов публикуются в сборнике первых авторов молодой Республики «Как были сброшены оковы» издания 1932 года. Для детей же на тувинский язык он перевёл стихи Агнии Барто. Книжка вышла под названием «Халышкылар.»

В январе 1932 года создаётся Государственная плановая Комиссия при Совете Министров Тувинской Народной Республики, которая определяла экономическую политику молодого государства. Занимая пост первого заместителя Председателя Совета министров ТНР, Оюн Танчай возглавляет созданную Комиссию Госплана. Разработанный под его руководством 5-летний с 1932 года план развития народного хозяйства ТНР предусматривал переход на социалистический уклад хозяйствования. В 1932 году, заслушав сообщение Оюна Танчая на заседании Политбюро ЦК ТНРП о новом промышленном строительстве, Политбюро утверждает постановление Госплана о постройке в 1932 году четырёх новых заводов – лесопильного, кирпичного, кожевенного и овчинно-шубного. В это же время он удостаивается чести быть избранным в члены Президиума ЦК ТНРП. Очень интересно читать архивные страницы с прениями на доклад Танчая о пятилетнем плане развития народного хозяйства ТНР. От тов. Кижиир-оол: «Бо этому плану планируется построить фабрики, заводы. Раньше мы наши природные богатства никак не использовали должным образом, всё вывозилось иностранными купцами. А по предлагаемому плану много аратов будут заняты.» Тов.Оңгай оол: « По докладу тов.Танчая планируется строительство железной дороги, автомобильной дороги, думаю поддержать. Так же речь идет об электричестве. Думаю если наш многонаселённый Дзун-Хемчикский кожуун электрофицировать, то даст толчок для развития народного хозяйства. И ещё у нас ведь уже образовался город.» Другие товарищи Маңнай, Тыртый-оол, Тыңгыжаа, Топуй-оол, Чүлдүм: « Наше правительство разработало пятилетний план развития народного хозяйства не по капиталистическому, а по социалистическому пути развития. Поэтому предлагаем поддержать и приступить к претворению». От Дажыбилии: «У нас вроде наши социалистические деньги уже есть. А почему запланирован выпуск своих собственных денег ТНР?» Из этого вопроса следует что для Оюна Танчая введение валюты ТНР было первостепенной задачей и целью, понимал что национальная валюта является не только одной из атрибутов суверенной Тувы, но одним из основных условий поступательного становления и развития экономики по социалистическому пути.

В 1933 – 1934 гг. Оюн Танчай слушатель КУТВ, по специализации партактив. Во время учёбы в Москве руководил насбюро (так в анкете), показал себя как грамотный перспективный партийный кадр для решения сложных задач становления и развития молодой Республики.

Тувинский торгово-промышленный банк создан в 1925 году по соглашению с Госбанком СССР. Руководство банком осуществлялось собранием акционеров и Советом банка. 25 августа 1925 года на первом заседании Совета Танну-Тувинского торгово-промышленного банка избраны председателем Куулар Тондук, Директором - распорядителем В.С. Руденский, уполномоченный Правлением Госбанка СССР. После изменения структуры управления Тувинбанком, инициированном Госбанком СССР, Правление упразднялось и введено единоначалие и равное участие партнеров. В период с 1934 по 1937 гг. первым Управляющим Тувинского торгово-промышленного банка назначен достаточно опытный, и, как наиболее соответствующий должности управляющего по деловым и моральным качествам, Оюн Танчай, который с 1928 года состоял в Союзе банковских работников (из анкеты). Должность управляющего Тувинбанка сохранялась до 1945 года, которую занимали сменяясь четыре человека.

Эволюция денежного обращения молодой Республики имело свои нюансы. Для упорядочения денежного обращения 1933 году были введены в оборот билеты Государственного банка СССР. На денежные знаки наносилось синей краской надпечатка с изображением нового герба ТНР и текстом «КARA CANGЬS T.A.R ISTINGE CΥGΥRER ERGELIG».

На президиуме ЦК ТНРП, заслушав докладчика Оюна Танчая, принято Постановление о денежном обращении в ТНР и подготовке к введению национальной валюты ТНР в обмен проштемпелеванных советских денежных знаков. С 1 января 1936 госбанк ТНР вводит в оборот акша, курс которого был обеспечен золотым запасом и, по традиции того времени, банкноты выпущены с факсимильной подписью управляющего Тувинбанком Оюна Танчая. Эта традиция до сих пор существует во многих странах мира. Так было и в дореволюционной России, а в СССР до 1934 г., когда народным комиссаром финансов работал Г.Ф. Гринько. В 1937 г. его внезапно объявляют «врагом народа» и подвергают расстрелу. Так как дальнейшее обращение денег с его подписью было недопустимым, были напечатаны новые советские купюры, с прежним дизайном, но без подписи наркомфинансов Гринько. С тех пор советские и российские бумажные деньги никаких подписей на себе не несут.

Устойчивость и высокую покупательную способность акша,снижение денежной массы в стране отмечается в докладе о кредитной политике и денежном обращении в Туве. Прискорбно что печальная судьба постигла первую партию тувинской валюты акша. Во времена репрессий и расстрела по так называемому сфабрикованному «Делу девяти», руководителем несуществующей организации которой подразумевался Оюн Танчай и высшие руководители ТНР вышло Постановление Совета Министров ТНР от 21.12.1938 г. (НА РТ Ф-102,239, стр. 27) где банкноты с факсимильной подписью Оюна Танчая изымались из обращения и полностью уничтожались, так как вымарать имя с банкнот так же как с газетных страниц было проблематично.730140 банкнот первого выпуска акша сгорели в одной из топок котельных города Кызыла. Постановлением так же поручалось Министерству финансов ТНР и Тувинбанку провести всю подготовительную работу по выпуск акша до конца 1939 года. И в 1940 году было введено в обращение новые банкноты без какой-либо подписи.

Активное участие в деятельности Красной гвардии, участие на всетувинском съезде при провозглашения Танну-Тувинской Республики, в государственном строительстве молодой Республики, а равно и участие в создании Тувинской Народно Революционной партии не осталось не замеченным. Оюн Танчай в числе первых, в 1936 году, награжден высшей наградой ТНР - Орденом Республики за особые заслуги в деле становления и укрепления молодого государства.

В 1936 году создаётся национальный театр-студия, где одним из преподавателей был и Оюн Танчай. Неудивительно, так как по сохранившимся воспоминаниям его детей, он сам хорошо пел, играл на национальных музыкальных инструментах, освоил игру на скрипке, привезённой из Москвы. Первым художественным изданием для тувинских детей стал его перевод стихов Агнии Барто «Халышкылар». Он очень трогательно относился к детям, уделял внимание их воспитанию и образованию. Младшей дочери Сайзуу, в то время ученицы младших классов первой школы Кызыла, всегда говорил « когда закончишь школу пойдёшь учиться на башкы». А позднее уже взрослой Сайзуу писатель Байкара Хѳвеңмей вспоминая о её старшем брате Хүрбаа говорил « с твоим братом мы работали в типографии. Это был приятный интеллигентный молодой человек».

Танчай с женой Дижитмаа воспитывали шестерых детей. Старший сын Хүрбаа, дочь Хандыжаа, средний сын Чагар-оол, дочери Ак-Уруг, Сайзуу, младший сын Маиш. Традиционное воспитание в тувинской семье с участием старшего поколения подразумевало передача детям семейных ценностей, у тувинцев считается что дети счастье и богатство семьи. Впоследствии в тяжелые времена эти навыки быта, а так же привитое чувство собственного достоинства, интеллигентности не дали опуститься, оступиться. И, как все дети-тувинцы, умели управляться лошадью, волом, могди пасти скот. Какое-то поголовье скота семья держала в ближайшем местечке от города в Ээрбеке. Учиться любили все дети, увлекались игрой на музыкальных инструментах, в частности старшая дочь Хандыжаа.

Беда нагрянула внезапно. 1936 год стал трагичным для семьи в связи с безвременной кончиной матери при родах. В это траурное время детьми управлялась престарелая мать Танчая бабушка Баазаң, которая проживала в юрте рядом с домом, самым удобным и привычным для неё жилищем. Впоследствии именно в этой юрте ютились бабушка с детьми, когда их выслали за Боом на Салдам, а дом, который был приобретён в собственность Танчаем, со всем имуществом конфискован, не оставив даже детских вещей. Эту юрту перевозил брат бабушки Баазаң Шокар-Дарган на место выселения Салдам за Боом. И именно из этой юрты убитая горем бабушка вышла с чашей молока, чтобы обратиться к небесам со скорбью и пожеланием благого перерождения для только что расстрелянного сына Танчая, так же и благосклонного исхода для арестованных по надуманным обвинениям сыновей Чик-Сүрүң (1898 г.р., тувинец, б/п, арестован 19.02.1938 г., осужден судебной Коллегией МВД ТНР 07.12.1938 г. к ВМН. Приговор приведён в исполнение 13.12.1938 г., г.Кызыл,был начальником правительственной охраны.) и Данзын ( 1899 г.р.,тувинец, член ТНРП, арестован 19.02.1938 г., осужден судебной Коллегией МВД ТНР 07.12.1938 г. к ВМН. Заменена на 8 лет лишения свободы. Заместитель председателя Совета министров ТНР так написано). Может и молитва матери дошло до небес но младшему сыну Данзыну смертную казнь заменили на восемь лет лишения свободы.

Для потерявшего супругу Танчая, у которого на руках остались шестеро детей и престарелая мать, наступали тяжёлые времена. Оюн Танчай подвергся незаконной политической репрессии и 13 октября 1938 года, согласно сфабрикованного дела, ныне известного и резонансного в своё время как «Дело девяти», Постановлением Чрезвычайного открытого суда, назначенного Президиумом Малого Хурала ТНР несправедливо обвинен в контрреволюционной деятельности и приговорён по ст.10-13 УК ТНР к высшей мере наказания , вместе с другими членами тувинского Правительства ТНР, к расстрелу в течение 72 часов. На открытом заседании Чрезвычайного суда в последнем слове, предоставленному ему, Танчай не стал просить помилования , а обратился к народу с просьбой «Чонум, мээң ѳскүс арткан уругларымны карактап чоруурун диледим», что в переводе означает  «Народ мой, мои дети остались сиротами, присмотрите, пожалуйста, за ними». Судьба детей Оюн Танчая: старший сын Хурбаа репрессирован и отбыл наказание с 1951 по 1955 год, реабилитирован, Хандыжаа, Сайзу,Чагар-оол несмотря на клеймо детей врага народа за свой ударный труд награждались орденами, медалями, почетными грамотами, воспитали достойных внуков и правнуков. Младший брат Михаил (Маиш) и сестра Ак-Уруг рано умерли от болезней.

Сталинские репрессии, осуществлявшиеся в СССР в 1920-1950 годы обычно связывают с фактическим руководителем государства в этот период и идеологической базой было уничтожение классовых врагов, проведение индустриализации, коллективизации в короткий срок. Монография «Политические репрессии в Тувинской Народной Республике (1921 – 1944)» ученых З.Ю.Доржу иО.Ю. Иргит даёт целостную картину массовых политических репрессий, происходивших в Тувинской Народной Республике. Ответ на многие вопросы я нашла именно в этой книге. Отмечается что объективных ни политических, ни экономических причин для проведения репрессивных мер и гонений не существовало. И от этого боль утраты близких людей, гонений родственников вдвойне сильнее.

PS: Довольно продолжительное время с 1938 по 1956 годы гонениям, высылкам, к лишению свободы подверглись как близкие Оюн Танчая, его дети, так и родственники покойной жены Оюн Дижитмаа Ёнзак уруу.

Расстрелу подверглись Оюн Танчай, Оюн Чик-Сүрүң, разным срокам лишения свободы - 5 человек, разным срокам исправительно-трудовых лагерей – 4, высылке на поселение с конфискацией имущества иногда, как говорят тувинцы, « сиротливого козленка не оставили» - 2 многодетные семьи, не упоминаю тех кого выгоняли с работы, школьников и студентов с учебы, тех кто прожил с печальным клеймом жены, сына, дочери или родственника «врага народа».

Сведения выписаны по материалам, хранящимся в музее политических репрессий в Туве – филиала Национального музея им.Алдан-Маадыр Республики Тыва и на основе архивных материалов.

Чагар-оол М.П. внучка Оюна Танчая, член общества «Буянныглар», «Ветеран труда», «Отличник народного просвещения.

Фото из архива.