Тувинская правда 12+

Классику посвящается. Бессмертный Моцарт

5 ноября 2021
193

В октябре в Детской школе искусств имени Нади Рушевой были проведены классные часы, посвященные одному из главных представителей венской классической школы – Вольфгангу Амадею Моцарту.

В этом году 27 января 265 лет исполнилось со дня рождения одного из величайших композиторов-классиков – Вольфганга Амадея Моцарта. Его творчество оказало огромное влияние на мировую культуру в целом и на музыкальное искусство в особенности. У Моцарта была потрясающая способность к импровизации, отличная память, феноменальный слух. Его произведения признаны вершинами мировой классической музыки. Уникальность творчества композитора в том, что он брался за любые существовавшие в его эпоху жанры и формы – и всюду сумел создать шедевры.

Его жизнь и смерть оставили больше вопросов, чем ответов. Его история обросла легендами и мифами. О нем написаны сотни книг. Но вряд ли мы когда-нибудь приблизимся к разгадке этого феномена. Тайн у гениального композитора действительно много и одна из них – это так называемый «Эффект Моцарта». Учёные ломают голову, стараясь найти ответ на вопрос, почему именно музыка гения так благотворно влияет за здоровье человека? Почему, слушая его произведения, мы успокаиваемся и начинаем лучше мыслить? Почем больным, страдающим тяжёлыми заболеваниями, от музыки Моцарта становится легче? Сто тысяч почему, на которые даже спустя сотни лет никто не может дать вразумительный ответ.

«В Моцарте я люблю всё», – говорил великий русский композитор П. И. Чайковский. И мы, живущие в 21 веке, признаемся: мы тоже любим в Моцарте всё. Его музыку мы узнаем с первой ноты: она покоряет нас своей чарующей мелодичностью, человечностью, нас поражает неисчислимое количество сочинений (свыше 600), мы восхищаемся проявлением гениальности в раннем детстве (4-5 лет), удивляемся высочайшему мастерству юноши Моцарта (в 14 лет он – академик Болонской академии наук).

      В нашей школе классные часы и презентация были подготовлены и проведены преподавателем музыкально-теоретических дисциплин автором этих строк, Ольгой Ивановной Борисенко, для учащихся 6-7 классов. Цель таких занятий: познакомить школьников с интересными фактами из жизни великого композитора,  историей создания некоторых музыкальных произведений. Рассказать, что Моцарт был обыкновенным человеком, со своими интересами и странностями, а не Божеством, которому поклоняются уже более 200 лет.

Что же узнали юные музыканты о венце?

Его талант был раскрыт еще в детстве – с 4 лет он впервые пробовал писать мелодии, с шестилетнего возраста блестяще давал концерты в Европе. Родители всячески образовывали талантливого ребенка и научили играть на клавесине, скрипке, органе. Учащиеся поразились, что такой маленький ребенок, который не доставал даже ногами до пола, имея крошечные ручки, с уверенностью играл импровизации на заданную тему в разных стилях.

Моцарт был прекрасно образован. Он говорил как минимум на трех европейских языках, на итальянском и немецком писал оперы, знал латынь и писал на ней духовные сочинения. Всю жизнь он общался в кругу самых образованных и умных людей своего времени. Знания и ум он проявил в своем искусстве, в размышлениях о музыке и ее законах, которые дошли до нас, благодаря его письмам.


           Моцарт, по воспоминаниям современников, был очень подвижный и полный жизни человек, с большой любовью относившийся к своей жене – Констанции. Желая порадовать жену, он пишет в ее честь «Маленькую ночную серенаду». И вот Констанция получает от него трогательное подношение – самую прекрасную музыку, которую ей доводилось когда-нибудь слушать.

  

Популярность сочинений Моцарта весьма велика, но среди них есть одно изящное творение, которое завоевало во всём мире особую народную любовь. Композитор назвал это произведение «Rondo alla turca», хотя в простонародье его принято именовать «Турецким рондо» или «Турецким маршем».

Несмотря на то, что Османская империя, более двух веков воевавшая с Австрией, была её злейшим врагом, жители Вены XVIII века с большим любопытством относились ко всему турецкому. Их интересовала культура, быт и обычаи этой экзотической страны. В моду вошла удобная одежда османов, а турецкий кофе стал любимым напитком венцев.

 «Турецкий марш» – это ставшее классическим шлягером фортепианное произведение Моцарта, которое и сегодня всё также привлекает своим изяществом, блеском, жизнерадостностью, как слушателей, так и музыкантов. Его популярность достигла такой вершины, что переложения и аранжировки гениального шедевра можно услышать в исполнении на самых разных инструментах, рок ансамблей, хоровых и симфонических коллективов. Особенно детям на классных часах понравился мультфильм «В. Моцарт. Турецкий марш», где музыка и изображение сплелись в единую картинку, создавая праздничное настроение.

В течение своей короткой жизни (35 лет) успел поработать в самых разных жанрах, от комедийных пьес до опер и трагедий. Это один из немногих композиторов в истории, добившийся успеха в разных жанрах. Им написано более 600 произведений – это симфонии (41), сонаты для фортепиано, концерты, оперы, квартеты, пьеса для фортепиано, песни.

Последнее произведение Моцарта «Реквием» – похоронная месса. Он писал ее, уже будучи тяжело больным, лежа в постели. Сами обстоятельства заказа этого произведения произвели на композитора неизгладимое впечатление. К нему явился незнакомый господин и, не называя своего имени, заказал ему заупокойную мессу. Моцарт, в предчувствии смерти, считал, что это произведение он пишет для себя. Именно «Реквием» стал лебединой песней композитора. Болезнь и смерть не дали ему завершить свое последнее творение. По записям композитора это сделал один из его учеников. Сегодня это одно из самых известных произведений В. А. Моцарта.

Бессмертные шедевры великого композитора нашли свое кинематографическое воплощение в клипах, снятых в самых разнообразных техниках, стилях и жанрах. А также широко известен художественный фильм американского режиссера Милоша Формана «Амадей», о жизни композитора в Вене.

Учащиеся с большим интересом слушали рассказ преподавателя, многие факты из жизни Моцарта были им незнакомы.                                                                  

Ольга БОРИСЕНКО,

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МБУ ДО г. Кызыла «ДШИ им. Н. Рушевой»

Фото из архива ДШИ

Редакция «ТП»