Захотел стать первоклассным и востребованным керамистом в республике, и стал им. Загорелся идеей выиграть президентский грант, чтобы обучать детей гончарному делу, и это тоже получилось. Так, на его мастер-классах десятки мальчишек и девчонок впервые в своей жизни сели за гончарный круг и сделали своими руками, на первый взгляд, простые и незамысловатые вещи: тарелки, кружки, статуэтки. Сколько радости и гордости вызывает у них процесс работы, не описать словами. А для мастера это самое главное. Восторг от работы за гончарным кругом испытывают не только дети, но и взрослые. Корреспондент «Тувинской правды» убедилась в этом на собственном примере. Приятные тактильные ощущения от мягкой и податливой глины, возникающее перед глазами рукотворное, не побоюсь этого слова, чудо, приносит человеку ни с чем несравнимое удовольствие. А пить чай из сделанной своими руками пиалы делает его еще вкуснее, свежее и ароматнее.
— Арат-оол Александрович, откуда вы родом? Откуда у Вас интерес к творчеству?
— Я родился в селе Булун-Терек Чаа-Хольского кожууна. Мой отец —Александр Колефович — резчик по дереву. С самого раннего детства я наблюдал, как из под его рук выходили предметы быта, домашняя утварь: кровати, сундуки, кухонная мебель и т.д. Вспоминаю такой забавный случай. В первом классе мыл тарелки, на которых были разноцветные узоры. Тер их, тер, удивляясь, почему они не исчезают, и так интересно мне стало, что это за волшебство такое и как это устроено. Думаю, что именно тогда моя детская душа выбрала профессию. А разгадку секрета узнал позже, когда после окончания Кызылского училища искусств поступил в Красноярский художественный институт на специальность “Художник-керамист”.
— И почему же цвета на посуде никогда не стираются?
— Все очень просто. При декорировании изделий из керамики используется такой прием, как глазурование. Такую краску обжигают при высокой температуре, поэтому она никогда не сотрется. Еще больший интерес к керамике у меня возник после знакомства с известным художником, скульптором и керамистом Александром Дондуповичем Монгушем, который познакомил меня в своей мастерской с основами гончарного дела.
— А чем запомнилась вам студенческая пора?
— Замечательными преподавателями, которые открыли для нас секреты гончарного искусства. До сих пор держу связать с нашим куратором Ириной Геннадьевной Окрух, первоклассными специалистами, педагогами Еленой Анатольевной Красновой, Иваном Николаевичем Кротовым. На отделении керамики я был единственным студентом из Тувы. Дипломную работу посвятил празднику Наадым. Создал композицию из тридцатисантиметровых фигурок лучников, шаманов, борцов, танцующих и поющих людей. Оттуда и пошла моя любовь к созданию кукол в национальном стиле, правда, размером поменьше: 15-17 см.
— Знаю, что сибирские керамисты считаются одними из лучших в своем деле.
— Это так, поэтому во время защиты дипломных работ приехала комиссия из Москвы и пригласила нас для прохождения практики в экспериментальном творческом производственном комбинате "Воронцово". В течение полугода я набирался опыта и вернулся на родину, хотя мне предлагали остаться.
— Почему же отказались?
— Не могу без чистого воздуха Тувы, без нашей прекрасной природы.
—Арат-оол Александрович, какое оборудование использует в своей работе керамист?
— Самое главное, это муфельная печь — печь для обжига керамики с разной мощностью. Затем гончарный станок, нужна глина, вот, собственно и все. Печь — дорогостоящее удовольствие для начинающего мастера. Благодаря участию в молодежном образовательном форуме "Тува – территория развития" в 2013 году мне удалось защитить бизнес-план и выиграть грант. Кроме того, тогдашний заместитель культуры Михаил Сентябрьович Монгуш поддержал меня и предложил принять участие в еще одном проекте. Таким образом, мне удалось закупить необходимое оборудование для своей мастерской. В 2022 году выиграл грант мэра г. Кызыла, следом президентский грант. На эти средства закупил все необходимое оборудование, а расходный материал для гончарного дела лежит у нас под ногами.
— Тувинская глина?
— Она самая. Правда, в разных районах республики она разного качества. Очень хорошая в Монгун-Тайге, Пий-Хеме, Чеди-Холе и Кызылском кожууне. Я остановил свой выбор на улуг-хемской глине, так как сравнительно недалеко туда ездить и собирать ее. Единственный минус нашего природного сырья — изделия иногда трескаются. Качество глины, думаю, до сих пор глубоко не изучено.
— Благодаря грантам вам также удалось открыть кружок керамики для детей?
— Да. В других странах гончарное дело является обязательным предметом в школьной программе. А у нас нет. Почему? Дети бывают разные, кто-то гиперактивный, а кто-то, наоборот, медлительный, но за гончарным кругом они все становятся спокойными и усидчивыми. Лепка развивает мелкую моторику, память, воображение, логическое и пространственное мышление, тактильные и моторные навыки.
На грант открыл гончарный кружок, начал работать со школами, а также с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В конце прошлого года работал со школой №4, проводил занятия на ЛДО. Сейчас планирую пригласить к себе учеников школы №10. Начинаю работу с создания чашек, каких-то маленьких кружечек, кувшинчиков. Все дети получают удовольствие от того, что делают своими руками.
— Работаете только с детьми?
— Со всеми желающими, главное, человек должен иметь желание творить. Двери мастерской, которую любезно предоставил мне Центр тувинской культуры, открыты для всех.
Юлия САТ.
Фото из архива мастера
Керамист Арат-оол Бегзи — из тех, кто не мечтает, а ставит перед собой цели и достигает их
Выбор редакции
29 января 2023
68