Заокеанские и наши «злые языки» любят порассуждать про унылую, серую и хмурую Россию. Будто бы у нас нечего посмотреть, некуда съездить и вообще всё крайне печально. Это нелепый миф быстро рассеивается, когда своими глазами видишь великолепие, величие и многогранную красоту нашей страны. Одной из многих жемчужин нашего государства без сомнения можно назвать столицу Татарстана – Казань. Одновременно это город прошлого, настоящего и будущего. Там седая старина, традиции предков и высокие технологии переплетаются в одно целое. Такое путешествие невозможно забыть, а его сладкое послевкусие останется с тобой навсегда.
Открыть и узнать Россию не только приятно, интересно, познавательно, но и выгодно. Ведь часть потраченных на путёвку денег возвращается обратно в качестве кэшбека. Надо лишь пользоваться платёжной системой «Мир» и быть зарегистрированным в программе для путешественников. Это отличный шанс прекрасно провести отпуск и существенно сэкономить. Я не стал упускать эту возможность и отправился покорять туманные дали.
Волк Тамбовский, а кот Казанский
Казань стала настоящим брильянтом моего вояжа и подарила мне множество положительных эмоций. Копить воспоминания о поездках и посещённых местах можно в голове, но всё же лучшей «копилочкой» служат сувениры. Посмотрел на них и счастливые моменты оживают, начинают играть новыми красками и возрождаются в сознании. Все эти милые вещицы можно приобрести, гуляя по пешеходной улице Баумана. На ней расположено великое множество уютных магазинчиков, манящих павильонов и купеческих лавочек, которые полны разных чудес. Поразило обилие фигурок котиков из камня, металла или керамики. Все коты котофеевичи неимоверно милы и разнообразны. Один курит трубку, второй кушает сладкий чак-чак, третий одет в жилетку и тюбетейку. Всех и не перечислишь. На мой вопрос: «Почему в Казани так ценят котов?», продавщица Венера дала исчерпывающий ответ. Дело в том, что ещё по высочайшему велению императрица Елизаветы Петровны в Санкт-Петербург было доставлено 30 усатых и хвостатых бойцов. Кошачий спецназ в кротчайшие сроки расправился с мышами в недостроенном Зимнем дворце. В благодарность весь отряд был зачислен в лейб-гвардию и поставлен на особое довольствие. Да и сегодня потомки славных мышеловов охраняют культурные и исторические здания Северной столицы от грызунов. А в центре Бауманской улицы гордо красуется памятник Коту Казанскому. Как гласит поверье, если погладить или почесать ему животик, то загаданное желание обязательно исполниться.
Там дух старой Казани, там чуда кругом
Старо-татарская слобода во времена императорской России была городом в городе. Помимо простого люда в ней селились поэты, писатели, ремесленники и купцы. На протяжении нескольких веков эта часть татарской столицы была центром духовной, культурной, общественной, деловой и промышленной жизни. Религиозные и светские лидеры общины чутко заботились о своих подопечных. Благотворители строили для нуждающихся бесплатные столовые, врачебные кабинеты, сиротские приюты, религиозные и общеобразовательные учебные заведения. И главное, они давали возможность бедноте заработать на достойную жизнь. Купцы Юнусовы и Апанаевы золотыми буквами вписали свои имена в историю татарского народа. На протяжении целых поколений они были щедрыми меценатами и защитниками малоимущих. Наследие этих славных фамилий до сих пор служит благородному делу. Построенные несколько столетий назад особняки, промышленные здания и дома до сих пор служат людям верой и правдой. Погуляв по просторным улицам слободки можно воочию увидеть элегантность, тонкий вкус и добротность с которой возводились эти грандиозные шедевры зодчества. Кругом всё пропитано живой историей, к которой можно прикоснуться, прочувствовать и даже стать её частью. Эту уникальную возможность я не смог упустить.
Напиток философский, приятный и родной
В Татарстане до сих пор шутят, что люди состоят на 80 процентов из воды, а татары из чая. Его культ живёт, царит и здравствует, а комбинаций приготовления великое множество. Лепестки розы, ароматные и целебные травы, всё идёт в дело. В музее «Татарская слобода» можно многое подчерпнуть для себя о быте, укладе жизни, занятиях и традиционны ремёслах казанцев царской России. В компании сначала незнакомых людей ходишь по залам и смотришь талантливо оформленную экспозицию. Видно было, что все с нетерпением ждут посиделок с травяным чаем, к которому подают разнообразные сладости: чак-чак, талкыш калеве, пастилу и хворост. За столом беседа начала быстро ладиться, и мы уже не чужие люди, а почти добрые друзья. Наливали по пол кружечки, а значит хозяева рады и не ждут нашего скорого ухода. Эти полчаса подарили много тепла, приятного общения и рассказов о родных местах. Моим компаньонам было интересно услышать о Туве, её достопримечательностях, заповедных местах, людях голубых рек и озёр. Видно было, что наша маленькая компания воодушевилась моим повествованием и твёрдо решила посетить республику в центре Азии. Некоторые прямо там начали составлять мобильный маршрут своего будущего визита. Особый интерес вызвали Тоджа, Танды и Сизим. Кто знает, может быть в следующий отпуск эти люди приедут к нам и насладятся нашей культурой, древней историей и гостеприимством.
Купец и торговец понятия разные
С удовольствием посетил усадьбу-музей купца Муллина, которая вальяжно расположилась в фешенебельном районе Старо-татарской слободы. Купеческая жизнь конца XIX начала XX веков била ключом, об этом свидетельствует достаток и богатство окружающего убранства. Надворные постройки умело и надёжно спрятаны от постороннего взгляда, чтобы не портить картины роскоши и великолепия. Но шикарный каретный сарай выделяется и даже обозначается особым образом. Ведь он настоящая гордость и отрада для хозяина. В былые времена в нём комфортно «жили» английские, французские и немецкие экипажи. Да и ухаживали за ними не менее трепетно, чем за породистыми арабскими жеребцами. Статус ведь дорогого стоил и без внешнего лоска солидному человеку никак нельзя. Купец Муллин был сахарозаводчиком и таким успешным, что его именовали «Сахарным королём», а его интересы простирались по всей России и уходили далеко за границу. Купеческое звание зарабатывалось годами и ценилось дороже золота. Нельзя было самовольно повесить вывески «Купеческая лавка» или «Торговый дом». Незамедлительно пришли бы люди и надели её на голову незадачливому предпринимателю и это в лучшем случае. Обычно за подобное самоуправство наказывали более строго. Как у рыцарей или самураев, у купцов был строгий кодекс чести и устав, который был нерушим. Наряду с живостью ума, дальновидностью и прозорливостью ценилась честность и умение вести дела «по-белому». Покупателей, работников, а тем более компаньонов обманывать было нельзя. Это приводило к краху репутации, несмываемому пятну на имени и закату всего бизнеса.
О Казани и её красотах можно много писать или говорить, такая она бесконечная и великолепная. За несколько проведённых в ней дней открыл для себя целый мир востока, сказок и чудес. Дальше мой путь лежал по Волге и Каме, но это уже совсем другая история.
Кирилл САМОХВАЛОВ
Фото автора.
"Тувинская правда" №80 от 22 октября 2022 года