Зачем нам нужен буддийский храм? С этим вопросом я обращалась ко многим своим знакомым и друзьям. Ответы получала разные, но, по сути, сводились они к нескольким пунктам: для укрепления веры, как института добра; как площадка для расширения возможности позитивного общения жителей республики; как еще одна точка выхода в мировое пространство буддийской веры.
Все верно. Но ведь есть еще одно назначение храма. Он станет одной из главных достопримечательностей архитектурного облика столицы Тувы, его жемчужиной, нуждающейся в достойном обрамлении. А это очень важно, тем более, что фактически этот комплекс будет открывать знакомство всех, кто впервые прилетает в Кызыл, с его лицом. И первое впечатление, как известно, самое запоминающееся.
Не сомневаюсь, что проектировщики здания монастыря предусмотрели решения декора прилегающей к нему территории. Но их, судя по всему, на суд широкой публики не выносили. И жаль, потому что сам храм – для верующих, а то, что вокруг – просто для горожан и гостей Кызыла. И это окружение должно радовать глаз и греть душу так, чтобы сюда хотелось приходить в свободное время всей семьей.
Пишу об этом потому, что, как правило, вопросы благоустройства вокруг нового объекта решаются часто по остаточному принципу минимальными средствами и уже в ходе его эксплуатации. Подровняли землю, засеяли травкой, воткнули саженцы – всё. И когда речь идет о таком антураже для типовых объектов – уже это хорошо. Но этот случай – особый. Поэтому и подхода требует особого. Как минимум, обнародования проекта планировки территории, прилегающей к монастырю, и его отдельного обсуждения, не обязательно всенародного. Ведь, на самом деле, это тоже очень важно – какая дорога ведёт к храму.
Я так думаю.
И в заключении хочу выразить огромную благодарность Культурному фонду имени Кужугета Сереевича Шойгу, лично Сергею Кужугетовичу Шойгу, Ксении Сергеевне Шойгу за то, что они сделали и делают для нас, простых буддистов Тувы. Как истинные патриоты своей малой Родины, они оказывают неоценимую помощь в реализации крупных проектов по возрождению и сохранению культуры нашего народа. Ведь когда-то на территории нашей республики насчитывалось более 130 буддийских храмов и храмовых комплексов. В годы советской власти они были разрушены, священнослужители репрессированы, а некоторые расстреляны без суда и следствия. Буддийская вера пришла в упадок.
Сегодня, по официальным данным, в Туве буддизм исповедуют 62 процента населения. Тува, наряду с Калмыкией и Бурятией, входит в тройку регионов, где больше половины населения — буддисты.
Аяна МОНГУШ.
Фото Ады ТЮЛЮШ
Далай-лама XIV не только освятил место, где возводится монастырь «Тубтен Шедруб Линг» (Обитель объяснения и практики учения Будды Шакьямуни), но и подарил частицы праха Будды Шакьямуни, свои монашеские одежды и буддийские священные тексты.Далай-лама фактически взял под свое покровительство новый тувинский монастырь, дав важные наставления о его дальнейшем развитии и пообещав лично назначить настоятеля монастыря.