В ТувИКОПРе СО РАН ведутся работы по исследованию адаптационных практик населения Тувы. Ученые изучают особенности приспособления – адаптации – жителей нашей республики к изменяющимся условиям современной жизни: изменениям в сфере производства (рост объемов добычи полезных ископаемых, объемов строительства жилья, совершенствование инфраструктуры), изменениям на рынке труда, расширению социальных льгот и выплат, ускорению компьютеризации, цифровизации экономики, социальной сферы и быта.
Изучение адаптации населения республики проводится на базе анализа данных российской официальной статистики, опросов населения и экспертов. В мае – июне 2023 года были опрошены 25 человек: руководители и специалисты органов управления республики, ученые и преподаватели учебных заведений, журналисты, имеющие многолетний опыт работы в Туве. Выявлены адаптационные модели поведения, которые сгруппированы как модели выживания и модели социального прогресса. Частота упоминаний практик выживания несколько выше, чем практик социального прогресса, что обусловлено объективными обстоятельствами социально-экономической обстановки в республике, соотносится с контекстом жизни индивида в Туве. Также экспертные оценки пассивных адаптационных стратегий – вынужденного бездействия и надежды на помощь государства и родственников, наращивание долгов – существенно выше, чем активных практик выживания.
Выявлено, в частности, что практика выезда жителей из Тувы имеет ряд существенных недостатков, заключающихся в длительном периоде адаптации к высоко урбанизированным условиям жизни и труда, жесткой перестройкой организма вследствие продолжительной акклиматизации, снижении социального статуса, сокращении уровня доходов, потерей части профессиональных навыков, сужением социальных контактов, прохождение через стрессовую ситуацию, через культурный шок переехавших, снижение, хотя и временное, уровня располагаемых доходов, социального самочувствия.
В качестве положительных последствий выезда из республики отмечены: расширение возможностей для самосовершенствования, профессионального роста, улучшения условий труда, отдыха и досуга. Также эксперты указали, что хотя с отъездом жителей из региона снижается нагрузка на рынок труда и социальную сферу, с точки зрения прогресса республики отъезд квалифицированных специалистов не желателен.
Для оценки возможностей внедрения технических новшеств в промышленности в июне – июле 2023 г. было опрошено 14 экспертов. В их качестве выступили представители Тувинской энергетической промышленной корпорации (ООО «ТЭПК Майнинг»), Голевской горнорудной компании, Кызыл-Таштыгского горно-обогатительного комбината (ООО «Лунсин»), Торгово-промышленной палаты Республики Тува, Министерства топлива и энергетики РТ.
На вопрос об инновациях в экономике значительная часть экспертов (78,6 процента) ответили, что они развиты «низко», 14,3 процента – «между средним и низким» и только 7,1 процента оценили этот уровень как «средний». На вопрос о наличии у органов власти эффективной промышленной политики по поддержке передовых современных технологий, обеспечивающих процессы новой индустриализации 42,9 процента отметили слабую концептуальную разработанность указанной политики, 28,6 процента выбрали вариант «Нет четкой проработки приоритетов, целей, расчеты перспектив отсутствуют», 21,4 процента затруднились с ответом.
На базе обобщения данных опроса в контексте статистического анализа общих закономерностей в динамике инновационных процессов в экономике развитых стран и России сделан вывод о необходимости формирования государственной политики по поддержке инноваций в направлении усиления кооперационных связей предприятий горной промышленности с субъектами среднего предпринимательства региона.
Кроме материалов официальной статистики в работе по проекту используются данные анкетирования населения Тувы в июне – июле 2023 года, проведенного под руководством автора этого материала с привлечением сотрудников Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве РТ (ТИГПИ). Были опрошены 421 человек трудоспособного возраста, жители городов и сельских территорий по репрезентативной выборке по полу, возрасту, уровню занятости и образования. Территориальная выборка включала в себя пять городских и девять сельских населенных пунктов: городов Кызыла, Ак-Довурака, Шагонара, Чадана, Турана и районов (Кызылского, Пий-Хемского, Каа-Хемского, Улуг-Хемского, Тандинского, Овюрского и Эрзинского).
Анализ позволил определить несколько уровней активности жителей Тувы в ходе адаптации к условиям рынка труда, изменениям в отраслевой структуре производства возможностям возрастающей информатизации. Выделены три группы адаптационных практик: активные, мобилизующие и пассивные. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что жители Тувы в целях приспособления к социальным трансформациям действуют рационально, ищут возможности сохранения достигнутого уровня своего благосостояния.
Выбор адаптационной практики зависит от уровня образования и квалификации, доходов, накопленных средств и имущества, состава семьи (полная, неполная семья, количество детей и иждивенцев). Для представителей этнорегиональных общностей Тувы схожим является то, что неблагоприятное соотношение жизненных шансов и рисков формирует установки на внутреннюю миграцию и выезд из Тувы.
Особенным для общности коренного этноса становится установка на временный выезд из республики с целью получения работы при сохранении родственных тесных связей и намерении возращения на родину после решения материальных проблем (погашения кредита, покупки недвижимости, скота) с помощью заработков в других регионах.
Также треть тувинцев, желающих сменить место жительства, рассматривают возможность переезда внутри республики: в другой город или сельскую местность Тувы.
Специфика миграционных настроений русских: большинство предполагающих уехать не собираются возвращаться в Туву, намерены трудоустроиться в других регионах и воссоединиться с переехавшими ранее и/или живущими на исторической родине родственниками.
Галина БАЛАКИНА,
главный научный сотрудник ТувИКОПРа СО РАН, доктор экономических наук.
Фото из архива редакции.
Как мы приспосабливаемся к изменениям
9 февраля 2024
50