Сегодня «Тувинская правда» опубликовала Обращение участников круглого стола «Алкоголизм в Туве: причины, вызовы и пути решения» к жителям, к органам власти Республики Тыва.
Дорогие земляки!
Мы, нижеподписавшиеся, обращаемся к народу Тувы – всем тем, кому не безразлично будущее родной республики. Как и многих, нас беспокоит один из самых страшных и разрушительных недугов нашего общества – алкоголизм. Это не только болезнь, это настоящий враг, который забирает жизни, калечит судьбы, разрушает здоровье и семьи, толкает на преступления. Зло, которое приносит только боль и страдания.
Из истории мы знаем, что массовое злоупотребление алкоголя не было свойственно старой Туве – ни тувинцам, ни русским. Наши предки крайне редко и умеренно потребляли слабоалкогольные напитки. Широкое питие крепкого алкоголя распространилось в Туве в 1970-е годы, как и по всей территории Советского Союза, наибольший рост этого явления произошел в лихие 90-е.
Сегодня, благодаря усилиям общества, органов власти, ситуация существенно изменилась, однако она все еще остается острой. Несмотря на различные ограничения, отдельным вызовом стал дешевый и ядовитый контрафактный алкоголь, «технарь», который больше всего завозится и продается в села и малые города. За последние годы число точек и «адресов» сократилось, но борьба с ними должна продолжаться постоянно, жестко и непримиримо. Торговцы контрафактным суррогатом – преступники и враги народа, на их совести – горе и беды, которые они несут в общество и семьи.
Мы сожалеем, что традиционные национальные праздники, свадьбы, празднование трехлетия ребенка, юбилейных дат зачастую превращаются в алкогольные вечеринки, теряют свою светлую сущность и содержание. Даже тувинский традиционный праздник Шагаа, когда употребление алкоголя категорически возбранялось, превращается в алкогольное застолье и повод выпить. Между тем в тувинской культуре, в вековых традициях народа, спиртное было запрещено до тех пор, пока человек не вырастет и воспитает своих детей. Позволить себе алкоголь мог зрелый мужчина в возрасте старше 40 лет.
Многие земляки не знают историю своей малой родины, культуру и обычаи предков, не знают или не воспринимают религиозные учения и нравственные ценности. Злоупотребление алкоголем ведущие мировые религии и конфессии издавна считают грехом, пагубной страстью, которая разрушает тело и дух человека.
Мы прекрасно понимаем, что одним обращением не решить вопрос, понимаем, что на его решение могут уйти многие годы, и чем раньше мы осознаем проблему, чем больше будем предпринимать усилий в борьбе с алкоголизацией народа, тем быстрее выздоровеет общество. Действовать нужно ежедневно – ответственность за будущее поколений, за их здоровье, благополучие, за достойное развитие родной республики несет каждый из нас.
После состоявшегося круглого стола, долгого, неравнодушного и плодотворного обмена мнениями мы решили внести на обсуждение следующие предложения по улучшению ситуации в Туве:
1. Усилить широкую борьбу с бутлегерством в каждом районе республики, в каждом селе и городе, возложив организацию этой работы на органы местного самоуправления с участием общественных организаций, гражданских активистов, правоохранительных структур;
2. Правительству Республики Тыва, Министерству экономического развития и промышленности Республики Тыва, Министерству труда и социальной политики Республики Тыва рассмотреть возможность разработки комплекса мер по контролю за расходованием социальных пособий и выплат на детей и ограничению их обналичивания.
Государственная поддержка семей в виде пособий и выплат, особенно молодых мам и отцов, не стимулирует искать работу, формировать будущее детей. Многие получатели пропивают их вместо того, чтобы тратить финансы на реальные семейные нужды, на своих детей.
Это большое социальное завоевание – финансовая поддержка семей и забота о детях со стороны государства, подобной ей нет в большинстве стран мира. К сожалению, в незрелом и безответственном сознании оно создает иждивенческое отношение и приводит к тому, что молодые родители, особенно мамы, спиваются, обогащая торговцев контрафакта, ядовитого суррогата. Считаем, что определенная часть социальных средств должна тратиться на насущные нужды семьи: на покупку продуктов, на оплату ЖКХ, на сборы детей в школу, дополнительное образование, на оплату лечения и отдыха детей в детских организациях различной направленности. Ученые ТИГПИ готовы участвовать в разработке соответствующей программы и выступить с инициативой на региональном и федеральном уровне.
3. Создать республиканский реабилитационный центр с территориальными филиалами в кожуунах для страдающих от алкоголизма граждан на базе медицинских или социальных организаций. Ресурсов одного Реснаркодиспансера недостаточно для решения данной проблемы. Важно заботиться не только о физическом здоровье, но и о духовном, формировать у зависимых от алкоголя людей правильные и позитивные цели, ценности и смыслы. Для этого необходимо привлекать и поддерживать на местах общественные и религиозные организации, психологов, общественных лидеров. Участие и роль религиозных конфессий в оздоровлении личности и ее духовно-нравственном развитии имеет огромный потенциал.
4. Изучать и брать примеры у других народов и культур. Например, в Монголии действует специальная программа, которая помогает делу профилактики алкоголизма среди населения. Необходимо разрабатывать аналогичные программы, поощрять проведение трезвых традиционных праздников (дойлар), мотивировать граждан сознательно отказываться от алкоголя, поддерживать на грантовой основе общественные, религиозные, медицинские объединения, занимающиеся пропагандой здорового образа жизни, лечением и реабилитацией зависимых от алкоголя граждан;
5. Вести постоянную образовательную, воспитательную, просветительскую работу среди молодежи, поощрять и поддерживать тех, кто отказывается от алкоголя. Со стороны семьи необходимо подрастающему поколению с самых ранних лет прививать нетерпимость к алкоголю, отказавшись от «пьяных» праздников. Взрослые должны стать примером для детей: передавать им знания об истории, литературе, культуре и обычаях предков, больше общаться с детьми, не бояться обсуждать острые и сложные темы, говорить прямо, честно, открыто, приобщать к спорту и здоровому образу жизни.
Камбы-Лама Республики Тыва Гелек Нацык-Доржу, руководитель Социального отдела Кызылской епархии Русской православной церкви, священноинок Дмитрий, депутат Хурала представителей г. Кызыла, кандидат медицинских наук Кужугет Росси Александрович, директор Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, кандидат исторических наук Март-оол Вячеслав Донгакович, заместитель главного врача Республиканского наркологического диспансера Биче-оол Ульяна Камбаевна, начын моге Республика Тыва, мастер спорта по вольной борьбе Донгак Кайгал-оол Дуктуг-кысович, заслуженный артист Республики Тыва, независимый блогер Монгуш Айдын Шораанович (Ишкин оглу), заслуженный работник культуры Республики Тыва, член Союза художников России Майны Биче-оол Салчакович, почётный работник воспитания и просвещения Российской Федерации, ветеран труда Адыг-Тюлюш Любовь Суван-ооловна
ФОТО БУЯНА ООРЖАКА