Чтобы получить диплом врача, Самба Тюлюш пройдёт долгий и не самый простой путь. Пока он закончил лишь второй курс из положенных пяти, но в Индии живёт уже более шести лет. Только для того, чтобы получить возможность поступить в Институт тибетской медицины и астрологии Его святейшества Далай-ламы XIV, парень три года изучал тибетский язык. Для иностранцев так положено, иного пути нет. Хочешь постичь древнее знание – наберись терпения. Освой язык, на котором это знание родилось, поработай над собственной душой, впусти в себя божественное.
* * *
Институт тибетской медицины и астрологии, студентом которого стал Самба, это учебное заведение под крылом буддийского лидера, основанное в начале XX века Далай-Ламой XIII. Готовят там исключительно врачей тибетской медицины и профессиональных астрологов – составителей знаменитых натальных карт. Последних берёт потом под свою опеку местный департамент астрологии. В Индии это знание традиционно применяется в повседневной жизни. Астролог там – человек учёный.
А врач, выпустившийся из стен института, – очень уважаемый специалист с высокой квалификацией. Выпускники потом либо работают в клиниках, принимая пациентов, либо занимаются научно-исследовательской деятельностью, либо погружаются в фармацевтику.
Самба, которому учиться ещё долго, для себя уже определился: работать он будет с людьми.
* * *
К студенчеству в Индии Самба пришёл закономерно. Первый звоночек прозвучал в его голове в девятом классе, когда на одном из классных часов учительница рассказала ребятам какие-то базовые вещи из буддийской философии. Необыкновенно заинтересованный, Самба попросил тогда у педагога книгу, которую она цитировала. Почитать. Перечитал её несколько раз. Искренне изумился тому, как глубоко простые истины, изложенные на страницах, отозвались в его сердце.
Тогда мальчик погрузился в недетские совсем размышления. Потерял интерес к своим увлечениям, которые наполняли прежде его жизнь – а интересовался он, как многие современные тинейджеры, многим: спортом, уличными танцами, рисовал и даже пел. Пришёл к заключению, что всё это – не то, на что следует тратить своё время. И тогда, девятиклассником, Самба принял решение: жизнь его пойдёт по особенному, духовному, пути развития.
Мама Чечек Хуураковна Тюлюш сына поддержала. В её роду, как рассказала она, среди предков были люди, которые оканчивали духовные учебные заведения. Но тогда грянули репрессии, которые жестоко ударили по ламам. Они пережили многие лишения. Но… сейчас другое время, и у её сына всё, конечно, сложится по-другому.
– Моя мама, – с гордостью говорит Самба, – человек широких взглядов.
За советом и благословением сходили в хурээ Цеченлинг. Местные ламы мальчику посоветовали закончить полностью школьный курс, прежде чем что-либо предпринимать решительное: мало ли. А в следующий раз, когда он пришёл уже с аттестатом и результатами ЕГЭ, написали ему рекомендацию для поступления в духовное учебное заведение.
Так Самба попал в… Иволгинский дацан. Вместе с другими мальчиками и мужчинами, готовившимися к принятию духовных обетов, он изучал основы буддийской философии, молился и выполнял ежедневную физическую работу – как это заведено в укладе монастыря.
В том, что выбран верный путь, юноша по-прежнему не сомневался. Он много читал в интернете специальной философской литературы, изучал труды Далай-ламы, интересовался Индией – и в один прекрасный день нашёл человека, который уже получал там образование. Списался с ним, и ему подробно рассказали, как мечту претворить в реальность.
Иволгинский дацан Самба покинул через пару месяцев с начала обучения. Вернулся в Туву, деятельно взялся за оформление всех необходимых документов для получения студенческой визы. Терпеливо сносил всю бумажную волокиту, ни секунды не сомневаясь в правильности выбранного направления. Собирался в Индию он уже не для того, чтобы стать священником. Он узнал, что там есть институт, где готовят редких специалистов – врачей тибетской народной медицины. Это не просто врачи, но в своём роде врачи-духовники, понимающие тонкую природу человека и заболеваний, которым он подвержен.
– Иногда я сам болею непонятными болезнями, которые не в силах объяснить традиционная западная медицина, – рассказывает Самба. – Я проверялся – и у меня вроде как всё в порядке. А восточная медицина глубоко связана с философией, с энергиями, которые наполняют мир. И я подумал: может быть, там я получу ответы на свои вопросы?
* * *
…Доступ в Институт Его святейшества открывается не так-то просто. Для иностранца получить его – настоящее испытание терпения, воли и истинности мотивов, которые им движут. Три года, прежде чем приступить к учёбе в институте, Самба изучал тибетский язык. Первый год он изучал алфавит и грамматику. Второй и третий учился складывать слова в предложения, говорить и читать.
– Это очень сложный язык, – поясняет студент. – Во-первых, он древний, потом, отличается от русского языка кардинально. Все эти три года я готовился к поступлению в институт, к экзаменам. Всё преподавание в вузе ведётся на тибетском, поэтому язык надо было освоить очень хорошо.
Будущие врачи в институте глубоко изучают знание, которое изложено в фундаментальном труде по тибетской народной медицине. Это поистине древнее знание, изложенное много веков назад, которое глубоко почитается и тщательно хранится местными учёными. Разумеется, образовательный курс включает в себя физиологию и анатомию человека, есть включения из области астрологии, которая применяется, кстати, потом врачами на практике при назначении индивидуального лечения пациенту.
Основные лекарства, которыми тибетский доктор лечит своего больного, это травы. Поэтому на изучение лекарственных растений в институте отведено большое количество академических часов. Каждый год – выездная практика в горах, где студенты вместе со своим преподавателем на протяжении нескольких недель собирают травы, высушивают и изучают их свойства.
– При всей своей специфичности тибетская медицина – не есть что-то косное, – рассказывает Самба. – К нам регулярно приезжают профессоры из Америки, которые читают для нас лекции иногда по две недели – целыми курсами. Про давление, например, артриты или про сахарный диабет. Они дают нам самые современные знания, которые нам, будущим врачам, очень полезно знать. Которые мы обязаны знать. Тибетская медицина охотно учится у своих западных коллег, общение выстроено постоянное, взаимообогащающее. Западные врачи учатся у нас тонкостям тибетской медицины. И мы учимся у них новейшим методам исследовательской работы.
* * *
…Самба вырос в семье, в которой к религии относились уважительно, но – отстранённо. Не было такого, чтобы по праздникам посещали буддийский храм или неукоснительно соблюдали какие-то традиции. Поэтому свои первые молитвы юноша выучил в Иволгинском дацане. А проник в суть молитвы вообще только в Индии. Потребовались годы упорного труда, сотни часов медитации и личные потрясения, чтобы заученные слова проникли, наконец, в душу юноши, и он постиг их истинную глубину.
Молиться в институте студенты обязаны, молитва – непременный ритуал, с которого начинается и которым заканчивается каждый их день. За этим зорко следят педагоги.
– Сейчас я знаю, что человек должен молиться, – делится своим открытием парень.
– О боге вспоминает каждый человек хотя бы раз в жизни. Поэтому вера, бог, высшие силы – это то, что касается каждого человека. А если так – то это очень серьёзно. Хотя, конечно, духовную жизнь человек выбирает сам, это дело глубоко личное.
– А что даёт вам молитва?
– Силы, успокоение и уверенность в себе. Эмоциональное состояние имеет прямую связь с состоянием тела. Когда постоянно на нервах – болезни неизбежны. А молитва помогает уравновесить эмоции. Молясь, человек становится более спокойным, а значит, более здоровым.
…Институт тибетской медицины и астрологии находится в индийском городе Дхарамсала, это предгорье Гималаев. До резиденции Его Святейшества – рукой подать, поэтому студенты – постоянные слушатели лекций буддийского лидера. Да и сам он периодически навещает институт. А каждый новый выпуск обязательно удостаивается приёма Далай-ламы. Для нашего парня такая близость к великому человеку – огромная честь.
– Изучая буддийскую философию, я постиг очень много важных для себя вещей, – делится он. – Сейчас я твёрдо знаю, что есть высшие миры и следующая жизнь. Раньше я не очень верил в это, а сейчас – знаю. Чётко знаю, что хорошо, а что плохо. Многое могу объяснить – и это наполняет меня уверенностью и желанием идти вперёд.
Самба очень полюбил буддийскую философию, однако от детского своего намерения стать монахом всё-таки отказался. Семью, правда, пока не создал – была попытка, но неудачная. Наверное, пока ещё не пришло его время.
Учиться ему ещё долго, узнать предстоит очень много. Впереди – огромная познавательная и духовная работа. Но что последует за ней – Самба видит отчётливо: после окончания учёбы планирует вернуться в Туву. На родине он будет лечить людей, на практике применяя свои драгоценные знания, подкреплённые глубокой верой и волшебной энергией Тибета и Индии.
Виктория КОНДРАШОВА
Фото из архива Самбы ТЮЛЮША