Работали на износ
В годы Великой Отечественной войны Кызыл не просто героически работал и ставил рекорды. Люди работали на износ. Но «прочность» людей не распространялась на оборудование и станки, к которым, впрочем, порой становились и не совсем обученные работники. И станки изнашивались в прямом смысле слова. В мае 1944 года министр промышленности и строительства О. Полат подвел некоторые итоги.
Промышленность
Для начала нам надо уяснить, что промышленность маленького города немногочисленной по населению республики, не обладала, да и не могла обладать значительными мощностями. Но когда потребовалась помощь братскому народу, из техники выжимали все, что можно. Естественно, не все станки выдерживали, а новых достать было негде. К концу войны уже стали перед фактом, что не хватает и оборудования, и материалов.
Оюн Полат, который ранее возглавлял МВД, обучался в Москве, но в 1941 году возвращается в Туву, сначала работает первым секретарем горкома партии Кызыла. В июле 1942 г. состоялся IV Пленум ЦК ТНРП, решением которого для усиления помощи фронту создан Отдел промышленности, продовольствия и транспорта. Полат назначен председателем комиссии, которая распределяла и доставляла подарки трудящихся для советского народа и его Красной армии до Абакана. В 1942-1944 годах он был министром местной промышленности.
Оюн Полат в докладе дает краткую характеристику промышленности: «Вся промышленность в основном сосредоточена в г. Кызыле. По существу, ее следует рассматривать под углом зрения трех направлений: предприятия, работающие на привозном материале (авторемонтный завод); предприятия, работающие на местном сырье и материалах (электростанция, кожзавод, мельница и частично лесозавод); предприятия, производящие работу при наличии привозного и местного сырья и материалов (сапожная, швейная мастерские и пищевой комбинат).
Авторемонтный завод
Количество работников 70 человек, 58 из них мужчины. Основное назначение – ремонт автотракторного парка и сельхозмашин республики. Ручным способом изготавливают лопаты, тазы, ведра и другие товары широкого потребления. Задачи большие, а вот с оборудованием все печально. Из доклада министра: «Весь завод состоит из 9 единиц оборудования: 4 токарно-винторезных станков, 2 сверлильных, фрезерного, строгального, круглошифовального и приспособления для обкатки двигателей».
И вот еще: «Необходимо иметь в виду следующее обстоятельство, что завод на протяжении последних двух лет почти не получал никаких материалов и инструментов, работал в основном на отходах, сохранившихся в республике, которые сейчас израсходованы. Кроме того, отсутствие квалифицированных кадров не позволяет по-настоящему организовать работу».
Кызылская электростанция
Количество работников 32 человека: 21 мужчина и 11 женщин. Имеет огромное промышленное и культурное значение, работает круглосуточно, обеспечивает электроэнергией школы, больницу, клубы, театр, промышленные предприятия и население.
Оборудование состоит из «трех генераторов переменного тока по 75 клв. рабочей мощности и трех локомобилей по 120 лошадиных сил каждый». В связи со значительным ростом нагрузки станция работала на пределе своей мощности и вынуждена часто понижать напряжение в сети. Необходимы еще генераторы, но их просто нет. Поэтому и промышленность развивать дальше не получится.
Кожевенный завод
Количество работников 79: 70 мужчин и 9 женщин. Процесс труда полукустарный, с применением некоторых приспособлений, изготовленных на месте. Две устаревшие локомобильные установки 40% необходимой мощности, что удлиняет процесс выработки кож. Его завода является улучшение качества выпускаемой продукции, освоение выпуска других сортов кож, как хрома, шевро, подошвенного полувала и др., чтобы освободить Советский Союз от ввоза этих видов товара. То есть, и здесь прослеживается определенная забота о Советском Союзе, которому из без того тяжело приходится в эти годы.
Министр полагает что заводу необходимы: мездрильная машина, строгальная машина, лощильная, разводная и подошвенный каток. Для механической обработки овчин и валенок нужны шлифовальная и стиральная машины, разбивочный круг. Но взять негде, а то, что было, пришло в негодность и не подлежит восстановлению.
Лесозавод
88 рабочих, 74 мужчины, 14 женщин. Основная задача: обеспечение строительства пиломатериалом и производство некоторых товаров народного потребления: телеги, сани, столы, стулья, шкафы и т.д. Оборудование необходимое есть. Но… Лентопильный станок не работает из-за отсутствия пил, фрезерный – из-за отсутствия мотора. Мебель тоже пока не делают, потому что последние два года завод не получал лаки, краски, гвозди, шурупы и прочее. А, может, и не только поэтому. Потому что 70 тысяч пар лыж, которые отправили Красной Армии, делали тоже в основном на этом заводе.
Швейный комбинат
Количество работников – 115 человек, в основном, женщины. Техническое руководство осуществляют советские специалисты, работающие в качество мастеров-закройщиков. Во всём комбинате – 45 швейных машин. Процесс износа – от 60 до 75%. И это понятно. Здесь шили полушубки и многое другое для фронта: 12 тыс. полушубков, 19 тыс. пар меховых рукавиц. А новых машин нет. И «произвести капитальный ремонт, при полном отсутствии запасных частей, абсолютно не представляется возможным».
Сапожно-шорная мастерская
Количество рабочих – 72. Из местного сырья мастерская изготовляла обувь: бродни, бахилы, частично – сапоги, тапки. Тут ремонтируют обувь и шьют инвентарь для гужевого транспорта: сбруи, хомуты, седелки, шлеи и п.т. Все процессы в основном ручные.
Пищевое производство
Рабочих – 26, из них мужчин 4. Четыре цеха: кондитерский, булочный, колбасный и мыловаренный. Кондитерских цех имеет одну оду огневую кустарную печь. Помещение не приспособлено к работе. Тем не менее может выдавать до 200-250 тон кондитерских изделий. У колбасного цеха – одна мясорубка, одна фаршемешалка и один шприц. Может изготавливать до 60 тонн колбасных изделий в год. Есть еще мельница, но она на то время (май 1944 года) не могла обеспечить потребность города в муке, потому что не было сит и привозных карборундовых жерновов. Что случилось с оборудованием мы и сами можем понять, учитывая, что на фронт Кызыл (только Кызыл!) отправил 130 тонн сухарей.
В общем, для помощи Советскому Союзу в годы войны Тува действительно отдала всё, что могла. К концу войны уже почти и не было своего производства, потому что оборудование выходило из строя от чрезмерных нагрузок.
Ирина Качан.
Фотографии из альбома «Черно-белая Тува»
К 80-летию вхождения ТНР в состав СССР
10 апреля 2024
88