Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

К 80-летию Великой Победы. Два героя

22 декабря 2024
7

Мы гордимся нашими воинами, которые сейчас героически сражаются на западных рубежах страны. И сейчас очень важно записать и сохранить полные данные о них, чтобы потомки гордясь их подвигами, не путали даты и факты, как мы это показали на примере двух Героев Советского Союза Михаиле Бухтуеве и Александре Семирацком. Сегодня – заключительная публикация небольшого цикла посвящена подвигам Александра Семирацкого

.Первый большой бой
20 июля 1942 года Александр Семирацкий окончил пехотное училище в звании лейтенанта и был направлен в распоряжение Волховского фронта. 4 августа он был назначен командиром стрелковой роты 1067-го стрелкового полка 311-й стрелковой дивизии 54-й армии.
Ситуация тогда на фронте была очень сложной. Под Москвой врага остановили, но до переломного момента под Курском и до Сталинградской битвы было еще далеко. Ленинград – в блокаде. Волховский фронт – это как раз под Ленинградом.
Первую свою награду, орден Красной звезды, Александр получил именно там. В наградных документах все просто: во время боев на Волховском фронте в феврале 1943 года прорвал оборону противника, уничтожил 30 гитлеровцев, захватил 8 блиндажей и большое количество вооружения и боеприпасов.Но вот его письмо домой. Оно было опубликовано в СМИ. Как кажется, в первой публикации была допущена опечатка, которая потом перекочевала в другие средства массовой информации. «Смердинский укрепленный узел полка». Очевидно – не полка, а врага. Семирацкий участвовал в Смердынской операции (Смердыня – ныне не существующая деревушка в Ленинградской области). Операция развития не имела.
Вот что пишет Александр Семирацкий домой: «22 февраля 1943 г. Наша дивизия в срочном порядке снялась с занимаемого рубежа и была брошена в наступление на Смердинский укрепленный узел полка. Сейчас все позади, но многое запечатлелось в памяти, хотя бой проходил 4 февраля. Мне пришлось наступать на ровном пляже. Огневые точки противника артподготовкой подавлены не были, потому потери были большие. Из 100 человек моей роты остались в живых только 23. Погибли замечательные товарищи, мой заместитель старший лейтенант Жаков, все командиры взводов. Несмотря на то, что я подвергался большой опасности, многому научился. Удивляюсь себе. Я же никогда не участвовал в таком большом сражении, но справился прекрасно, присутствие духа не покидало ни на минуту. А ведь был случай, когда даже приходилось прикрываться трупом. Обстановка была ужасной. Повсюду стоны, окровавленные, но еще живые тела, и трупы, трупы, трупы…»

Очевидно, в перепечатанное письмо вкралась еще одна опечатка – не 4 а 14 февраля. Ошибку (или опечатку) понять легко. Вероятно, письмо много раз было читано-пречитано, были потертые места, и расплывчатый от слез текст. Сама операция, в которой участвовал 1067 стрелковый полк началась 10 февраля 1943 года. Нарушенная логистика, артиллерийские части не могли подойти в нужное время, проблемы с доставкой боеприпасов…
Но героизм и действия молодого офицера были замечены. В мае 1943-го Семирацкий уже командует батальоном. Комбату - 20 лет.

Не штабной штабист
Ускоренный курс в училище не так уж много давал в отношении тактики и стратегии войны. Там ведь по сути готовили младших командиров пехоты. А пехотинцы, к сожалению, на поле боя долго не живут – это самый уязвимый род войск. Но у Александра явно был талант воина.
В июне 1943 года капитан Семирацкий назначен адъютантом командира 311 стрелковой дивизии. В Пореченской операции, выполняя поручения командира дивизии, вел наблюдение за противником и сообщал ценные сведения. Он не был штабным работником в традиционном понимании. Всегда стремился в строй и при планировании операций руководствовался в первую очередь практическим опытом. В должности адъютанта командира дивизии нередко бывал единственным штабистом, сражавшимся в боевых порядках.Когда стал офицером оперативного отдела штаба, при форсировании реки Дрисса находился в боевых порядках полка, оказывал помощь командиру, лично руководил отражением контратак врага на взятом плацдарме. Тогда за боевые отличия был награжден орденом Отечественной войны II степени.
С апреля 1944 года стал первым помощником начальника оперативного отдела штаба дивизии.
Участвовал в сильных и многодневных боях за латвийские города. За отвагу и мужество, проявленные в этих боях, 10 августа 1944 года капитан Семирацский был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Литва, Польша, Германия
Да, чисто штабная работа была не для него. Поэтому неудивительно, что в октябре 1944 года Александр Антонович вернулся в строй.
В ноябре 1944 года майор Семирадский принял командование стрелковым батальоном 1071-го стрелкового полка 311-й стрелковой дивизии в 61-й армии.Особенно тяжелые бои сложились на территории Литвы в Акменском районе. Был момент, когда батальон Семирацкого сражался против двух полицейских полков. За пять дней боев его батальон уничтожил 200 гитлеровцев, 33 захватил в плен и освободил 15 населенных пунктов.
А вот что о нем писала дивизионная газета: «На подступах к городу Шауляю штурмовой отряд Семирацкого попал в окружение. Завязался кровопролитный бой. Гвардейцы роты Семирацкого подожгли немецкий танк. Но фашисты продолжали лезть напролом. Тогда командир принял дерзкое решение: на горящем немецком танке вырваться из окружения. Храбрецы прорвали огненное кольцо, а Александр чуть не погиб. Ему удалось выбраться из горящего танка через нижний люк, а батальон благодаря ему прошел еще 60 километров и держал оборону еще три дня. В дивизии его считали уже погибшим. Тогда комдив приказал своим разведчикам найти тело майора и доставить в часть. И сколько было радости, когда он оказался живым и невредимым, только весь грязный и немного обгоревший. За этот подвиг ему вручили орден Красного Знамени».

Затем дивизию перебросили в Польшу. Здесь батальон Семирацкого отличился при форсировании Вислы около Варшавы.
Преследуя противника на территории Германии, 29 января 1945 года дал бой за станцию Катун, в результате было уничтожено 70 немецких солдат и захвачены большие трофеи.В наступательных боях от города Яунэлгава до города Шнайдемюль (Германия) комбат 1071-го полка 311-й дивизии майор Семирацкий сделал свой батальон ведущим боевым подразделением в дивизии. Личное мужество и военное мастерство комбата способствовали успешному выполнению стоящих перед батальоном боевых задач.
Пила-Шнайдемюль – город польский и немецкий
Piła – польское название города, оно и означает «пила». Это – типичное название для деревни лесорубов. Немецкое название города Schneidemühl (Шнайдемюль) в переводе - «лесопилка».
Поселение было основано, вероятно, в 14 веке, рядом с лесопилкой. Находилось во владениях тамплиеров, в 1368 году было включено Казимиром Великим в состав Польши. В 1772 году Шнайдемюль стал частью прусского королевства. Всю историю города подробно разбирать не будем, факт то, что в 1922-1938 годах Пила (Шнайдемюль) была центром прусской провинции Позен-Западная Пруссия.
То есть, город был в разное время то польским, то немецким. Сейчас – польский.
В ходе Восточно-Померанской операции советские войска окружили город. Командовавший группой немецких армий «Висла» Генрих Гиммлер приказал удержать его любой ценой. За несколько дней немецкие войска потеряли свыше четырех тысяч человек, после чего ими была предпринята неудачная попытка прорыва из окружения. При ликвидации окруженной группировки советские войска взяли в плен более пяти тысяч вражеских солдат и офицеров.

Последний бой
Александр Семирацкий участвовал в боях за город Шнайдемюль. Отбил ожесточенные контратаки немецких танковых частей и пехоты, перерезал последние пути отхода немцев – железную дорогу и шоссе, замкнув кольцо окружения противника в городе.
Кольцо замкнули, но уличные бои продолжались. Город ведь был частью «Померанской стены», из него сделали настоящую крепость. В уличных боях 30 января 1945 года Александр Семирацкий был тяжело ранен и умер от ран.
Письмо командира полка: «Дорогая Агния Степановна! Нас с Вами постигло большое горе. Смертью героя погиб Ваш сын и наш боевой товарищ Александр. Не хочется верить, что нет среди нас этого молодого, жизнерадостного офицера, красы и гордости нашей части. Вот как погиб наш Александр. Шел жаркий бой. Озверелый враг яростно сопротивлялся, вел сильный огонь, не давая нам поднять головы. Не выдержало горячее сердце патриота, с криком «За Родину!» он, как великан, поднялся и увлек за собой бойцов на штурм врага. Безжалостная пуля попала ему прямо в сердце. Мы поклялись жестоко отомстить за нашего дорогого товарища».
Приказом подразделения представлен к награде 27 февраля 1945 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1945 года майор Александр Семирадский посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм».

Ирина Качан.
Фото из открытых источников.