1966 год, 10 июня. Этот исторический день официально считается днем рождения Кызылской студии телевидения. Основоположники и продолжатели телевизионной журналистики известны нашей республике. О них написано немало статей, книг и сюжетов. Я сегодня вспоминаю о людях, специфика работы которых находится «за кадром». Это инженеры, теле и кинооператоры, звукорежиссеры, художники, осветители, режиссеры — все те, благодаря которым создаются телепередачи.
Михаил Норбу прошел все ступени роста телевизионщика. В 1967 году, отслужив в рядах Советской Армии, все в тех же солдатских сапогах и шинели он пришел устраиваться на работу. Его приняли декоратором-постановщиком, потом перевели в осветители. Молодого человека очень заинтересовало телевизионное искусство и он полюбил свою работу. Диктор, режиссер, фотокорреспондент, телеоператор, кинооператор — всеми этими специальностями Михаил Монгушевич достойно овладел за 40 с лишним лет работы! Он был уважаемым и известным человеком в сфере культуры и образования и, в первую очередь, был гордостью семьи, где было 12 братьев и младшая сестренка. Он был из тех, про кого говорят: он прежде подумает, а потом сделает. Его рассудительность и внимательность были примером для многих из нас: «Поспешишь, людей насмешишь» — таков был его девиз по жизни. Миша был компанейским другом, мы хором хохотали над его анекдотами или смешными случаями из жизни. Он никогда не унывал, любил свою работу, свой коллектив. Его жизнелюбие мы видели с каждым его появлением среди нас.
Работа студийного оператора, который стоит за телекамерой на протяжении всего рабочего дня непроста. Душевно-эмоциональная и психологически напряженная работа требует от специалиста высокой собранности, концентрации внимания. Телеоператор работает всегда в наушниках, потому что он выполняет команды режиссера: показывает разные ракурсы выступающих, заостряет внимание режиссера на каком-то непосредственно возникшем движении, скажем, рук или взгляда, в общем, он старается «поймать» для режиссера интересный кадр у интервьюеров. В 70-х годах режиссеры особо не использовали в своих передачах крупные планы выступающих, в основном, телезритель в кадре видел общий и средний планы, панорамирование по объекту. Но в 80-х годах начали выдавать крупные планы: лицо, руки рабочего человека или изящные пальцы музыканта и т.д. Помню как на творческой летучке наш Вас.Вас, как мы называли зам.председателя по ТВ Василия Васильевича Журавлева, высказался в адрес режиссера Л.Буяновой: «Вы так долго «держали» крупным планом лицо Чыргал-оола, я даже посчитал — ровно 3 минуты и 30 секунд!». Тоже помню ответ Людмилы Михайловны: «Ну, Василий Васильевич – Алексей Боктаевич — признанный актер, ставший известным композитором не только Тувы, но и всего Союза! Взгляд чистый, светлый, а слушать его одно удовольствие, тем более смотреть на красивое лицо…».
Такие красивые планы умел находить и Эдер-оол Ооржак. С любовью и уважением студийцы называли его Эдиком. Эдер-оол Манчын-Доржуевич начинал выездным осветителем. Он тоже пришел после службы в Советской Армии, был моряком-тихоокеанцем. Был аккуратным во всем, доверительно общался с коллегами, за что и любили его. Через полтора-два года работы в осветительном цехе, по его большому желанию, руководство перевело его в съемочную группу, и он стал студийным оператором. С первых дней режиссеры были очень довольны его работой, отмечали, что у него есть осмысленное творческое «видение»: с первого раза понимал идею и задумку режиссера. И еще талант был у Эдика: он прекрасно «ставил» световое оформление. Светильники в студии имеют множество характеристик и назначений. Художественное световое оформление в основном использовали в литературно-драматических передачах постановочного характера.
В середине 80-х годов руководство телестудии выдвинуло рекомендацию для творческих работников: теле-радиожурналисты должны быть на «ты» с техникой. Мы учились и овладевали знаниями по грамотному использованию специальной аппаратуры. Наша работа приобрела смежный характер, т.е., режиссеры могли смонтировать свои передачи, конечно, под техническим наблюдением инженера; телеоператоры могли «поставить свет» не хуже осветителей; радиожурналисты умели и записать «своего» автора, и смонтировать полностью свою передачу и т.д.
На ТВ главным человеком, разумеется после режиссера, является инженер, который следит за качественным отображением всей телевизионной техники. Дважды ответственна работа инженеров, которые работают вне студии, т.е. работали над выездными передачами на ПТС (передвижной телевизионной станции) и ПТВС (передвижной телевизионной видеозаписывающей станции, цветной). Видеозапись передачи должна быть качественной как по видео, так и по звуку. Выезды ПТС на различные объекты съемок шли на 100 процентном техническом предоставлении услуг со стороны инженерно-технического персонала. (ФОТО- 3). Таким грамотным, ответственным и принципиальным инженером был Валерий Чигжит. Он пришел сперва дежурным в АСК (аппаратно-студийный комплекс) после окончания школы, затем поступил в Новосибирский институт связи. Хотя Валерий Салчакович и не получил диплом по уважительным тогда причинам, он был «технарем», как говорится, по крови и роду. Грамотный молодой человек заслужил уважительное отношение не только со стороны руководства, но и, в первую очередь, от творческих коллег — режиссеров и звукорежиссеров. Валера, со своим широким кругозором и легким характером с первого же дня влился в дружный интернациональный коллектив Радиотелецентра. Он до пытливости изучал и знал технику как свои пять пальцев, всегда был ответственен за работу своих подчиненных. Валера заранее рассказывал о «капризах» предоставленной техники, на ходу устранял неприятные сюрпризы, проводил учебные занятия на режиссерском пульте управления камерами. Горожане старшего поколения помнят, что большой автобус ТВ стоял то на стадионе «Хуреш», то на площади Ленина, то возле нашего театра. Там записывались традиционные праздничные событийные передачи и концерты, спектакли. Иногда мы выезжали за пределы города, вели съемки в районах и селах. Таким большим техническим хозяйством управлял инженер Валерий Салчакович Чигжит. Он был из интеллигентной семьи. Его мама — Маны-Кара Боян-Данааевна — фельдшер «Скорой помощи», отец — известный журналист, работавший в республиканской газете «Шын» и на радио, Салчак Авыр-оолович. Кстати, супруга Валеры тоже «технарь», они учились в одном институте. После окончания Новосибирского института связи в 1976 году Галина Сюрюн-ооловна проработала мастером связи в организации «Тывасвязь», ветеран труда. Сегодня она всесторонне поддерживает своих детей и занята воспитанием внуков. После Валеры инженером на ПТВС работал Аяс Оюн — сын замечательного актера, режиссера нашего театра Сиин-оола Лакпаевича.
Новосибирский институт закончили многие тувинские инженеры, в числе которых первооткрыватели Кызыльской телестудии: Шактар-оол Ондар, Маадыр Куулар, Иван Шоев, немного позже Борис Люндуп, Маадыр Монгальбии. Они, наши технари, похожие по характеру люди: молчаливы, скромны и уважительны к людям своего коллектива, а когда дело касается работы, становятся очень серьезными, требовательными и до невозможности принципиальными, не делающих никому поблажек. Ведь на ТВ и радио, где доминируют точные физико-математические знания, человеческий фактор не должен проявляться слабым звеном.
В 1983 году на должность осветителя в павильон телестудии приняли Владимира Очура. Это был молодой человек с устоявшимся жизненным опытом и принципами, который мог в любой момент прийти на помощь. Отец Владимира Донгаковича в 30-40-х годах был на ответственном государственном посту: Очур Донгак был представителем нашей республики в Монголии. Володя быстро освоил осветительную технику, учился азам постановки света у старших товарищей – телеоператоров. Был немногословен, но непосредственно по своим обязанностям мог сделать замечание и режиссеру, и телеоператору, советовался с инженером. Как студийный работник полностью овладел работой на телекамере, ему спокойно можно было доверить технику. Замечательный семьянин, отличный человек и добрый товарищ — таким его помнят ветераны ГТРК.
С радостью вспоминая годы работы с моими ветеранами, некоторым из которых сегодня за 70-80 лет, и светлой, грустной памятью рано ушедших моих товарищей, я благодарна своей судьбе за то, что пришлось поработать в духе творческого единения с замечательными людьми, которые помогли мне почувствовать себя частичкой большого интернационального коллектива, где все относились друг к другу уважительно, доверительно и без тени сомнения. Что может быть выше этой награды?
Лидия Донгак, ветеран ГТРК «Тыва»
Фото из семейных альбомов.