На 125-м году маньчжурской власти в Урянхае вспыхнуло вооруженное восстание аратов, позже известное как «Восстание 60-ти богатырей». Главной причиной восстания стало жестокое угнетение жителей Тувы не только маньчжурской, но и монгольской, и местной властями.
В то время это было первое многочисленное выступление против властей в Центральной Азии из-за невыносимо жестокого обращения с народом. Араты платили трехкратную дань – и своим баям, и в Уластай, и в Бээжин в виде драгоценностей, меха, скота, денег. Не собравшие дань араты подвергались пыткам. Слово «дургун» (беглец) существовало издревле. Беглецы от жестокой расправы скрывались в Алтае, в Хакасии, в России. Их преследовали цирики (солдаты). Некоторых беглецов расстреливали сразу.
Стычка была в 1876 году. В 1881 году в Чаа-Холе 14 человек нападали на торговые обозы во главе с Боданчиком. Выступления начались в Урянхае и в Уластае. Ущерб заставляли возмещать аратов. Запрещена была охота бедняков в местах, где охотились чиновники.
Главной причиной восстания в 1883 году стало предательство самих чиновников. Подневольных кайгалов заставляли угонять табуны коней из Алтая и Монголии. Когда от ставки Амбын-Нойона стали требовать возврата угнанных коней, то он дрожа за свою шкуру, вместе с главой сумона Сенгии-Чангы отвел угнанных лучших коней дорбетам и монголам вблизи границ в знак доказательства, что такие кайгалы есть. Часть причастных к угону коней кайгалов бросилась в бега.
Главные подстрекатели беглецов
В начале восстания было 60 беглецов. В 1883 – 1884 годах к ним присоединились около 300 человек из хошунов Сут-Холь, Дзун-Хемчик, Баруун-Хемчик, Бай-Тайга, Чаа-Холь, сумоны Биче-Ховалыг, Монгуш, Ондар, Ооржак, Сарыглар, Хертек, Кужугет и другие. Возглавили восстание Самбажык и чиновник Дажыма. Кожагар-Комбулдай – слуга Садыя бая и другие. Восставшие разделились по группам и стали грабить у баев скот, имущество, продукты, используя их для восставших, часть раздавали беднякам.
Ограбленные чиновники с тревогой обратились к Амбын-Нойону Урянхая в Самагалтае и попросили подавить восставших вооруженными силами. Возмущенный Амбын-Нойон Олзей-Очур велел своему брату Торлук-Мээрену с войсками усмирить и жестоко наказать восставших. Но ему на этот раз не удалось выполнить приказ.
Подавление мятежа
Видя, что силами Даа хошуна (Дзун-Хемчик) во главе с Дугер Угер-Даа и Бээзи хошуна во главе с Соруктуг нойоном с восставшими не справиться, Амбын-Нойон повторно собрал войска - 300 воинов из Тоджи, Каа-Хема, Танды и других хошунов, объединив их под руководством своего брата Торлук-Мээрена, и в 1884 году вновь отправил их для подавления мятежа.
В ноябре восставшие взяли в плен нояна Бээзи хошуна и удерживали его в своем центре Оргу-Шоль. Беглецы готовились взять в плен Угер-Даа Дугера, но об этом узнали военные и устроили засаду в Эдегее. Когда восставшие появились, на них внезапно напали войска Торлук-Мээрена. Ожесточенная перестрелка продолжалась почти сутки. Большинство восставших оказались в плену. Оставшиеся беглецы продолжали бои в горах Боъш-Даг, в устье Алааша. Сбежавших стали преследовать по сумонам. Летом 1885 года Самбажык с двумя товарищами пришли к Сенгии-Чангы для разговора, но тот взял их плен и без суда и следствия расстрелял.
По просьбе Олзей-Очура маньчжурская власть наградила Торлук-Мээрена пером павлина.
Кровавая расправа
Многих пленных беглецов доставили в местечко Чыргакы, где было поставлено десять юрт. Начались жестокие пытки. Одного голого задержанного связали, бросили на снег, где он замерз. Оставшихся беглецов отправили в Уластай, где продолжали расправы во главе с маньчжурским генералом. Чиновника Дажыма пытали девять дней.
В марте 1885 года 40 восставших были обезглавлены. Их головы в корзинках на верблюдах привезли в Урянхай и повесили на перекрестках дорог и на перевалах для устрашения народа. Но жестокая расправа над восставшими вызвала гнев и ненависть народа к палачам.
Историческое значение восстания
Восстание 60-ти богатырей потерпело жестокое поражение, но в сердцах простого народа осталось навеки и пробудило стремление к свободе, укрепило силу духа. В памяти народа появлялись сказочные воспоминания, героические песни, частушки о 60-ти богатырях.
Ярким примером была Синьгайская революция в Китае в 1911 году. В 1912 году араты выгнали маньчжурских мандаринов из своих хошунов. Около 1000 воинов Тувы вместе с монгольскими воинами разбили остаток мандаринов в Ховду-крепости и до 1914 года проводили караульную службу в разных дозорах Монголии. Синьгайская революция заложила основу современного Китая. Первым председателем временно был назначен предводитель революции Сунь-Ятсен, ему посвящен музей в Ханкине и титул «Отец нации».
Потомок 60-ти богатырей жил в Чаа-Холе
В устье Уса было село Хереме. После подавления восстания в селе появились двое молодых мужчин из «беглецов». Хереме – многонациональное село, в нем дружно жили тувинцы, русские, хакасы, корейцы и китайцы. Они хотя и догадывались откуда беглецы, но не сдали их преследователям. Прошли годы. На левом притоке Урбюн-Кашпал арбана Оо-Даш жил старик Шудужук-Бошка. Один из тех «беглецов» Кызыынай стал его зятем, женился на дочери Анай-Кыс. Молодая семья была трудолюбивой, занималась скотоводством и охотой. Они вырастили сына и троих дочерей.
Возле реки Оо-Даш жил старик Халбын-Данзычы, его праправнук ветеран партийно-советской работы Болдашкин Тулуш Кара-оолович (1922 – 2000) рассказывал о Кызыынае и Анай-Кыс.
Их третий потомок Юрий Сергеевич Кызыынай родился в Урбюн-Кашпале в 1968 году, помнит, как играл там в местечке Адан-Арт. Его родители Сапык-Кок и Александра жили в Пий-Хеме. Юрий с женой Валентиной Доржуевной Сат жили в Чаа-Холе, вырастили троих сыновей. Он был талантливым строителем, помогал родным и близким. Жена Юрия сейчас живет в Шагонаре.
Дегут ДЕМЧИК,
член Союза журналистов РФ, член Союза писателей Республики Тыва