Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

К 100-летию ТНР. Родословная Иннокентия Сафьянова. Часть 2

11 февраля 2021
143

И детали не замедлили всплыть, когда удалось найти некролог на смерть Георгия Павловича Сафьянова, напечатанный в Сибирском Торгово-Промышленном ежегоднике за 1914 год. Автор некролога называет Георгия Павловича правнуком остзейских немцев, мастеров по выделке кож, привезенных из Риги красноярским комендантом. Откуда могла появиться такая биографическая деталь?  И вот тут-то осенила догадка, что Михаил Сафьянов служил несколько лет после Пелымских при дворе Дарьи Ивановны Брикгаузовой, вдовы коменданта Красноярска Ивана Ивановича, настоящая фамилия которого Брокгаузен, немца по национальности из литовских земель, его дальний родственник Павел Брокгаузен был бургомистром города Риги после взятия ее русскими войсками генерала Шереметьева. Таким образом, подтвердилась еще одна деталь легенды, пусть косвенная, но все же деталь – г. Рига.

И снова к Михаилу. Он женат был дважды: первая жена Настасья Ивановна, являлась приказчицей на заимке у воеводы, а Михаил ей помогал по хозяйству, детей у них не был.) Вторая жена, Пелагея Степановна, была моложе Михаила на десять лет, родила ему пятерых детей и умерла. После смерти жены Михаил больше не женился. Ему удалось вырастить детей, предоставить старшему Капитону стартовый капитал для начала деловой деятельности. И умереть в 1816 году в возрасте 70 лет.

Но на этом поиски Алексея Михайловича не закончились. Он выяснил, что в Верхотурье, рядом со двором князька Степана Пелымского стоял двор Кириллы Сафьянова, у которого в 1710 году был восьмилетний сын Андрей, впоследствии, очевидно, и ставший отцом Михаила Андреева Сафьянова.

И впереди еще целая плеяда Сафьяновых, начиная от Лукояна Сафьянова 1608 года рождения с сыновьями Григорием, Василием, Гаврилою и Иваном, а также их детьми и внуками.

Сами же Верхотурские Сафьяновы имели предков, служивших стрельцами еще при Иване Грозном, были исконно русскими первопроходцами земли сибирской. На Верхотурье были «верстаны в беломестные казаки в 1667 году из стрелецких братиев».

Многочисленное их семейство служило Романовым верой и правдой, стояло за веру православную, приумножая владения российские. Когда Верхотурским князьям Пелымским понадобились верные люди для службы в сибирской глубинке на реке Енисей, Андрей Сафьянов с сыном Михаилом стал им преданным слугою и соратником. Так Сафьяновы оказались в Красноярске. Служили князю и воеводе красноярскому при дворе, затем его сыну Федору, да еще теще Федора, комендантше Брикгаузеновой.

И снова возвращаемся к Михаилу. По записям Красноярской Воскресенской церкви за 1804 год, у Михаила была дочь Пелагея и четверо сыновей: Николай, Иван, Михайло и Капитон, вот последний–то и является прадедом Иннокентия Георгиевича Сафьянова, чью родословную мы сейчас исследуем.

Согласно архивным документам, Капитон Михайлович Сафьянов (1779-1844 гг.) в 1807 году числился жителем Красноярска, прибывшим сюда из деревни Замятиной вместе с братом Николаем, отцом Михаилом и «вскормленным» сыном Иваном десяти лет.

В том же документе сказано, что он имеет дом по улице Качинской под № 284, купленный у мещанина Анцифарова, а также еще два дома, купленных у капрала Потелицына по улицам Качинской и Береговой и занимается молочным торгом.

Женился Капитон поздно, когда ему было уже далеко за тридцать, а жене его, Надежде, и того больше. Такой вывод можно сделать из «Ревизской сказки жителей г. Красноярска за 183 4год», где имеются сведения о их семье, состоящей из семи человек: «Капитон Михайлов Сафьянов 55лет, его жена Надежда 56 лет. Их дети: Федор 15лет, Павел 13 лет, Анисья 20 лет, Настасья 18 лет, Степанида 15 лет».

Самая старшая из детей – дочь Анисья, она-то и поведала своему внучатому племяннику Кене легенду об итальянском мальчике, где многое, как ни крути, совпадает, кроме его итальянского происхождения. Из всех детей Капитона прожили жизнь сполна лишь двое – Анисья, она умерла в возрасте 80-ти лет (1887 год) и Павел, умер в 1877 году в возрасте 56 лет. Павел Капитонович – это и есть дед Иннокентия Георгиевича Сафьянова.

4 февраля 1845 годав Богородицкой церкви села Нахвальского в возрасте 24-х лет Павел Капитонович венчался с жительницей этого села Анной Емельяновной Соловьевой.  Она-то и была, очевидно, дочерью рыбака Емельяна Соловьева. И эти архивные сведения также полностью вписываются в легенду, поведанную Анисьей Капитоновной юному мальчику Кене.

Первый ребенок в семье Павла Капитоновича и Анны Емельяновны появляется в 1850 году в Минусинске, хотя Павел продолжает числиться мещанином г. Красноярска, об этом свидетельствует запись в метрической книге Минусинской Спасской церкви, сделанной 2 февраля 1850 года: «Сын Георгий. Родители: красноярский мещанин Павел Капитонов Сафьянов и законная жена его Анна Емельянова, оба православного вероисповедания».

Второй сын, Евгений, родился 12 декабря 1851 года, тоже в Минусинске.  И в этом же, 1851 году, по указу Казенной палаты от 14 января за № 427, Павел Капитонович был перечислен из мещан г. Красноярска в купцы 3-й гильдии, а несколько позднее, указом той же Казенной палаты за №1720, был причислен в минусинское купечество с сыновьями Егором (Георгием) и Евгением.

Следующие трое детей родились уже в настоящей купеческой семье: дочь Татьяна 6 января 1856 года, сын Андрей 13 сентября 1859 года и сын Александр 27 августа 1865 года. В метрической книге Спасской церкви г. Минусинска, при записи рождения последнего сына Александра, его отец, Павел Капитонович уже значится купцом 2-й гильдии.

Через 12 лет после рождения младшего сына, Павла Капитоновича не стало, он умер 28 января 1877 года в возрасте 56 лет. Мало жили люди в те времена. Сыновья тоже прожили, кто чуть больше, а кто и того меньше. Андрей Павлович умер 16 января 1910 года в возрасте 50-ти лет, Евгений Павлович - 11 декабря1910года в возрасте 59-ти лет. Дата смерти младшего, Александра, точно не зафиксирована, но по воспоминаниям родственников известно, что умер он где-то лет в 45, в Туве, на своей тоджинской заимке, там, возможно, и похоронен. Чуть больше остальных, 63 года, прожил старший брат, Георгий (Егор) Павлович Сафьянов – отец Иннокентия Георгиевича.

Жили мало, но успевали много. Андрей Павлович, например, к своим пятидесяти годам, успел народить не только шестерых детей, но вывести новую породу лошадей, известную в Туве, как «Андреевская» лошадь, имевшую и официальное название: «Среднеенисейская породная группа лошадей».

Еще больше за свои 63 года сумел сделать Егор (Георгий)                         Павлович. После смерти отца в январе 1877 года, старшему сыну Павла Капитоновича, достались не только фактории в северо-восточной части Урянхайского края, но и все его долги. Будучи человеком сильной воли и твердого характера, он сумел повести дело очень умно, а потому и успешно, и кроме торговли поставить на широкую ногу золотопромышленное производство, оборудовав свои прииски в Урянхае (Петропавловский, Александровский, Воскресенский, Иннокентьевский) несмотря на отсутствие каких-либо дорог, самой передовой техникой того времени: паровыми котлами, экскаваторами и даже огромной драгой, доставка которой по льду зимнего Енисея и унесла его жизнь. Занимался Георгий Павлович скупкой и продажей скота, шкур, мягкой рухляди. Имел торговые сношения с Лондоном.

Так как дорог в Урянхайский край, где были все его прииски и вся торговля, в те времена не было, он разработал проект колесной дороги, а также проект очищения от порогов русла Енисея для создания удобного водного пути.

Очень много Георгий Павлович сделал для научного исследования Тувы. Будучи членом Восточно-Сибирского отделения Русского Географического общества, занимался исследованием неопределенных границ между Россией и Китаем. С доказательствами того, что истинная граница должна идти по хребту Танну-Ола, а не по Саянам, он ездил к генерал-губернатору Анучину в Иркутск и даже на прием к председателю Комитета министров Сергею Юльевичу Витте в Петербург. Провел изыскания более дешевого пути для доставки чая из Китая в Россию через Урянхайский край.

Его гостеприимством и часто финансовой помощью пользовались многие исследователи и путешественники по Урянхайскому краю и Монголии – это экспедиции Потанина, Адрианова, Островских, Райкова, Родевича, Крылова, Шишкина, Клеменца и многих других.

После кончины Сафьянова в 191 3году, А.В. Адрианов в некрологе писал: «Не было ни одной экспедиции в Урянхайский край и соседнюю Монголию, которая бы не прибегала к услугам и содействию Г.П. Сафьянова». Большое содействие Георгий Павлович оказывал музею города Минусинска и его создателю Николаю Михайловичу Мартьянову – помогал финансами, участвовал в сборах различных коллекций для музея, дарил для библиотеки книги. Он был членом Комитета музея с самых первых дней его существования.

В 1887 году Георгий Павлович направил на Сибирско-Уральскую промышленную выставку этнографическую коллекцию быта сойот, включавшую в себя юрту со всей необходимой утварью и одеждой, за которую был удостоен золотой медали Императорского общества любителей этнографии и естествознания при московском университете. Позднее эта коллекция была передана в музей томского университета, где экспонировалась в зале имени Сафьяновых. Коллекция тувинского быта, подаренная Георгием Павловичем музею Томского университета, хранится там и по сегодняшний день.

Георгий Павлович имел высокий авторитет не только в Урянхайском крае, где его и в шутку, и всерьез называли «Сойотским королем» и «графом Урянхайским», но и в Минусинске, о чем свидетельствует троекратное избрание головой города, почетным мировым судьей, директором Общественного банка.

Женат Георгий Павлович был на Пелагее Ивановне Поповой, моложе его на три года, дочери Минусинского купца Ивана Петровича Попова, занимавшегося почтовыми перевозками – гоньбой, а также перевозками в своих экипажах людей. В купеческое сословие Иван Петрович был переведен из мещанского сословия в 1857 году. Получается, что Сафьяновы купцами стали на шесть лет раньше, чем Поповы.

Здесь мне снова хочется привести исследования Алексея Михайловича Маямсина: «дед Пелагеи Ивановны 2 ноября 1825 года, вступивший в первый брак, города Минусинска, ЦЕХОВОЙ Петр Ильин Попов с невестою Минусинского округа Шушенской волости крестьянина Петра Матвеевича Максимова с дочерью его, девицей Агриппиной».

В этих сведениях нам интересен факт о том, что прадед Иннокентия Георгиевича со стороны матери был цеховиком. Цеховики – это сословие, занимающееся ремеслами. Цехи имели преимущественное право на занятие ремеслами и продажу своих изделий.

Начиная с 1828 года в семье Петра и Агриппины рождаются дочери Настасья, Анна, Матрона, а в 1833 году, 26 мая, появляется сын Иван, будущий дед Иннокентия Георгиевича Сафьянова со стороны матери».

Татьяна ВЕРЕЩАГИНА

(Полностью читайте в газете "Тувинская правда" в №5 от 13 февраля 2021 года).