В августе 1921 года в Суг-Бажы (с. Кочетово) на Учредительном собрании он был избран Председателем Центрального Совета Правительства ТНР. Амбын-ноян Соднам-Балчыр отказался от участия в Хурале. Прибыли представители многих хошунов. Из Турана участвовали Маады Лопсан-Осур и Иннокентий Сафьянов, один из основателей ТНР. В начале 1922 года Лопсан-Осур назначен Председателем Совета Министров ТНР, а на I съезде Тувинской Народно-Революционной партии, «нам» – по-тувински, 1 марта 1922 года он был избран Председателем ее ЦК.
Маады Лопсан-Осур призывал, проводя реформы государства, учитывать многовековый уклад жизни кочевников, их традиции и обычаи, сохранить религию. Он был против насильственных действий – изъятия скота и имущества у феодалов, обрезания кос у девушек и женщин… Ведь даже юрту, национальную одежду, традиционную пищу стали считать пережитками феодализма.
Лопсан-Осур стал говорить о роспуске нама (партии). В Москву было отправлено сообщение и оттуда прибыл представитель. Осенью 1923 года состоялся II съезд партии, где Лопсана-Осура обвинили в том, что он не соответствует занимаемой должности, доверенной ему, является буддийским ламой, сопротивляется реформам, идет против политики партии. Лопсан-Осура исключили из партии и сняли с должности.
Лопсан-Осур откочевал в местечко Кошпей, недалеко от сумона Аржаан. Через какое-то время его выслали в другой хошун, вместе с сыном, которого звали Шыван-Кок. Шыван-Кок был женат на Чолдак-Кыс, дочери Чыргалана. У них было три сына. Старшего звали Ховээжик. Шыван-Кок три раза сбегал из ссылки, но его вновь возвращали обратно.
Несмотря на то что Маады Лопсан-Осур хотя уже семь лет был не у дел, но видимо, представлял для властей опасность и в 1932 году был выслан в труднодоступное место в Урбюнскую тайгу. Смерть Лопсана-Осура остается загадкой. Примерно в 1935 году Лопсан-Осур ушел в мир иной во время медитации в пещере. О его потомках ничего неизвестно, может быть кто-нибудь откликнется сейчас.
В 1924 году на Хемчике вспыхнул мятеж, в котором участвовали сторонники присоединения Тувы к Монголии. В 30-е годы было восстание в западных хошунах, в котором объединились противники коллективизации, перехода на оседлый образ жизни, а также те, кто выступал против ликвидации феодалов, изъятия у них имущества и скота.
Верховный Лама Устуу хурээ Чамзы-Камбы и Буян Бадыргы с сочуствием относились к тем событиям. Впоследствии они были репрессированы.
В 80-е годы я была на курорте «Чедер». Возле здания был сооружен красочный буддийский алтарь, за ним старательно ухаживала библиотекарь курорта Нина Брюханцева. Она рассказала, что когда-то, будучи учительницей в Чаа-Холе, с учениками ходили в поход по горам. В одной из пещер они увидели Лама-Башкы в позе медитации. С тех пор она уверовала в существование необычных явлений в этом мире.
Татьяна КЫЗЫЛ-ООЛ,
ветеран труда,
г. Кызыл
"Тувинская правда" №34 от 11 августа 2021 года.