Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Известный неизвестный летчик

10 мая 2025
20

В честь Победы в Великой Отечественной войне весь год получил название Года защитника Отечества. Но мы позволим себе ненадолго погрузиться и в другие пласты истории. Вспомним про летчика, о котором вообще вспоминают очень редко и о лихих грабителях-беглецах-героях. А что еще происходило в Туве в разные годы с 8 по 14 мая?
Ну вот, например:
9 мая
1916 год. Родился Николай Алексеевич Сердобов, доктор исторических наук, директор ТНИИЯЛИ (1951-1967), известный писатель, заслуженный работник Республики Тыва.
1926 год. Родился Олег Одербеевич Сувакпит (1926-2002), тувинский поэт.
1940 год. В газете «Вперед» впервые опубликовано стихотворение «1 Мая» С. Пюрбю, переведенное на русский язык М. Верпуховским.
1952 год. Научный сотрудник Чаданской опытной станции И. Т. Кызыл-оол первым из тувинцев получил ученую степень кандидата ветеринарных наук.
1975 год. В Кызыле открыт памятник воинам-землякам, погибшим в Великой Отечественной войне. Памятник - монументальный ансамбль расположен перед входом в парк. Авторы: В. П. Япрынцев, В. Д. Деев.
10 мая
1915 год. Родился тувинский камнерез, лауреат государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина Мижит-Доржу Сегбеевич Хертек (1915 - 1973).
1918 год. Родился кавалерист-доброволец Оюн Ожаан оглу Седен-оол (1918-1945).
11 мая
1941 год. Издан Указ Президиума Малого Хурала «Упразднить оскорбительное название «шестьдесят беглецов», присвоенное лучшим и гордым сынам Тувы, героически боровшимся в 1880 году против внутренних и иноземных поработителей за свободную, радостную и счастливую жизнь для трудящихся, и впредь именовать их «шестьюдесятью героями».
12 мая
1918 год. Родился Ричард Филлипс Фейнман, американский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии, один из создателей общества друзей Тувы в США. Коллекционировал марки ТНР, изучал язык и культуру тувинцев.
1946 год. Авиационное звено Тувинской народно-революционной армии преобразовано в авиационное подразделение Красноярского управления гражданской авиации. В числе первых пилотов: М. Хунан-оол, В. Брындиков, С. Чимит, Х. Хопуя, А. Ензак, Ч. Кидиспей.
13 мая
1929 год. На заседании Политбюро ЦК ТНРП было принято постановление о создании Тувинского государственного музея, ныне Национальный музей Республики Тыва имени «Алдан-Маадыр».
14 мая
1961 год. В Кызыле открыт Верхнеенисейский эксплуатационный участок Енисейского речного пароходства.

Сергей Мунгучуевич Хунан-оол (Кара-Сал Хунан-оол)

Сергей Хунан-оол родился в местечке Барлык (Барун-Хемчик) в 1918 году. Окончил 8 классов в Кызыле в 1931, курсы шоферов. Был бойцом-кавалеристом, сержантом, шофером кавполка ТНРА. Потом окончил авиакурсы в Кызыле, Бирмскую ВАШП. Стал лейтенантом, пилотом авиазвена при Тувинском кавполку. Трагически погиб. Награжден орденом Труда ТНР, медалью «За победу над Германией», знаком «Отличник Аэрофлота».
Да, это очень скудные данные биографии. Но о нем действительно писали очень мало. Один из первых летчиков Тувы практически остается неизвестным. Из разных публикаций можно собрать еще некоторые сведения о нем. Хотя они и будут несколько противоречить друг другу. Что, в общем-то понятно, потому что эти публикации были посвящены другим пилотам, а о нем только вскользь.

Сергей родился в семье аратов Хунан-оола Мунгучу и Хунан-оола Дарыймы. Пишут, что в 1933 году, после окончания Чайлагской школы у реки Каргы (Кызыл здесь не упоминают), вступил в ряды тувинской народной армии. Во время службы его отправили в Красноярск. Он поступил в школу пилотов и руководство школы, оценив способность Сергея, отправили его в Саратов для дальнейшего обучения. (Саратов упоминается только в одной публикации, чаще пишут о Черногорске). Военная авиашкола базировалась в Черногорске, туда отправились учиться первые летчики Тувы: Чимит, Хунан-оол, Ензак и Хопуя. Там они числились под русскими именами: младший лейтенант Чистяков (Чимит Чили); лейтенант Худяков (Хунан-оол Сергей); младший лейтенант Хлопов (Хопуя Ховалыг); младший лейтенант Егоров (Ензак Алексей). Чили Чимит и Сергей Хунан-оол освоили технику управления истребителем. А Алексей Ензак и Ховалыг Хопуя обучались вождению штурмовиков.

Первым из тувинских летчиков на войну отправился именно Сергей Хунан-оол. Один из авиаполков Советской Армии пополнился новым боевым летчиком-тувинцем, проворным, веселым пилотом. Хунан-оол начал летать на боевые задания. Но ему не суждено было удивить своим мастерством однополчан - его отозвали в Туву. Развитие авиации требовало многих сил и новые кадров. Чили Санчыкович настоял на отзыве Сергея Хунан-оола в Туву. Сергей Хунан-оол трагически погиб в 1948 году. Оставшиеся четверо тувинских пилотов многие годы достойно работали в родном небе.

Беглецы-герои-богатыри…
Спорить с Указами Президиума Малого Хурала не принято, но те люди, которых называли «шестьдесят беглецов» а сейчас «шестьдесят богатырей», героически боролись не в 1800 году, а в 1883-1884 годах.
История восстания Алдан-Маадыр, ее причины, истоки, печальный финал и значение – отдельная огромная и интересная тема. Но более занимательно другое – трансформация названия. Во время восстания – разбойники и грабители. После подавления восстания – беглецы. Для того времени правильный тактически очень правильный ход – показать их слабаками, которые бегут от правительственных войск.
Через 60 лет их надо было уже называть героями – все-таки он восстали против существующего строя. А в ХХ веке одни ученые считают, что это было начало не классового протеста, а национально-освободительного движения. Но вдруг стали появляться в печати опять мнения, что это были просто грабители. То, что это были не просто грабители, показывает наказание. Воров вполне успешно наказывали местные власти. Совсем не обязательно везти задержанных преступников в Улясутай. Да и головы, насаженные на кол, тоже не просто так: власть видела в них угрозу системе.
Да, грабили. И это совершенно обычное дело для любых революционных движений. Для любой революции нужны деньги. И если все закончится победой повстанцев, это будут называть «принудительная конфискация». Или, как у Карла Маркса - «экспроприация экспроприаторов». Ленин этот постулат очень точно перевел на русский язык - «грабь награбленное». А Сталин, так вообще участвовал в нападении на почтовую карету, когда на нужды революции было «конфисковано» в пересчёте по нынешнему курсу более 10 млн долларов. И да, в деликатных европейских странах «принудительная конфискация» была в порядке вещей.
Руководители восстания - Самбажык, Кожагар-Комбулдай и Дажыма, таким образом, принудительно конфисковали скот у богачей на нужды повстанцев. Никакого противоречия!
Ирина Качан.

Фото из Интернета.

1. Сергей Хунан-оол, один из первых летчиков Тувы
2. Так выглядела заброшенная могила Сергея Хунан-оола на старом кладбище в Кызыле в 2021 году, говорят, что в прошлом году ее привели в порядок
3. Памятник Самбажыку – вождю повстанцев, руководителю восстания 60-ти богатырей

Тувинская правда