Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Из юриста – в пекари

6 ноября 2024
9

Вероника Сат за два года прошла путь от помощника судьи в Кемеровском областном суде до… хозяйки пекарни в центре Кызыла, куда за свежей выпечкой ежедневно приезжают покупатели даже из поселка Каа-Хема. В беседе с корреспондентом «Тувинской правды» она рассказала, как с нуля открыть успешный бизнес и какие перспективы у пекарского дела в Туве.

– Мой путь в предприниматели начался с того, что я не смогла найти работу по специальности. С юности я мечтала стать юристом, окончила юридический факультет Тувинского государственного университета, потом магистратуру Уральского госуниверситета в Екатеринбурге. Вышла замуж. С 2016 года мы жили в Кемерове, куда моего мужа Александра направили по военной службе. Я целенаправленно строила карьеру юриста, работала помощником судьи в Кемеровском областном суде, мечтала стать судьей. Но долго жить вдали от родины тяжело, и в 2021 году мы решили вернуться в Туву.

Конечно, я начала активно подавать резюме во все силовые, правоохранительные структуры, ходила на собеседования, но везде мне отвечали, что вакансий нет. Почти год провела в режиме поиска. А потом как-то пришло осознание, что строить карьеру с нуля – это уже для меня роскошь, начинать придется с самых низких позиций, и продвижение по карьерной лестнице займет слишком много времени. В общем, посоветовавшись с супругом, решила открыть свое дело.

– Почему вы остановили свой выбор на пекарне?

– Во-первых, я очень люблю булочки! А если серьезно, то, приехав после Кемерова в Кызыл, мы с семьей ощутили острую нехватку свежей вкусной выпечки. Конечно, точки продажи булочных изделий в Кызыле были, но мало, и с небольшим ассортиментом. В Кемерове мы любили ходить в магазин пекарни «Дом Хлеба», я обожала покупать там булочки с банановой начинкой. И вот, узнав, что они предоставляют франшизу, то есть готовую схему продажи и технологию производства, я решила, что это лучший вариант, так как в бизнесе ни у меня, ни у мужа опыта не было совсем.

– Что нужно, чтобы открыть бизнес с нуля?

– Нам помогла система франшизы. Мы купили, можно сказать, готовый бизнес с выстроенными производственными процессами, с опробованными рецептами. Поэтому новичкам я советую открывать свое дело по франшизе. Единственная трудность, которая встала перед нами, – это помещение. К пекарням есть специфические требования. Это мощная вытяжка, в первую очередь, и площадь помещения. Нам повезло «заселиться» в пространство, где раньше тоже работала пекарня, и все технические требования были уже выполнены. Правда, помещение небольшое, и управляющая компания долго не согласовывала работу в нем. Полгода мы просто ждали оборудование, платили аренду вхолостую. Спасибо нашим родителям, которые помогли с первоначальным капиталом, благодаря им, продержались до открытия, которое состоялось в мае 2022 года. Мы до сих пор мы не вышли на прибыль, всю выручку пускаем на зарплату, производство, выплату долга и роялти– это ежемесячные взносы нашей управляющей компании в Удмуртии, и текущие семейные расходы. Но, видя, какой популярностью пользуется наша продукция, я понимаю, что все не зря.

– Как вы оцениваете отношения бизнеса и государства?

– Никаких особых сложностей для бизнеса нет. Открытие носит уведомительный характер. Время от времени приходят с проверками от Роспотребнадзора и других органов, от налоговой. Мы официально трудоустраиваем работников. Знаю, что работает много программ поддержки предпринимателей от государства. Но мы пока не пользовались ими.

– Как проходит ваш день?

– Работать начинаем с трех ночи. Я забираю пекарей из дома. Приезжаем в пекарню и ставим тесто. С утра работают три пекаря. Один занимается сладкой выпечкой, другой хлебом, третий – сытной продукцией, то есть с использованием мясных изделий. К 6 утра первая выпечка готова, делаем второй замес. Я всегда лично слежу за технологией производства, особенно, если приходит работать новичок. Правильная технология – это ведь залог качества. Кстати, найти профессионального пекаря – это тоже большая проблема. Брать необученного человека рискованно, потому что базовые знания по пекарскому делу очень нужны. Поэтому мы очень трепетно относимся к своим пекарям. Магазин открывается в 9 утра. Помимо свежей выпечки, с утра распродаем вчерашнюю со скидкой. Вообще, товар у нас не залеживается. А хлеб раскупают уже к 16 часам полностью. У нас ведь хлеб особый – гречишный, фитнес с добавлением отрубей, моркови. Часто покупатели сидят прямо в магазинчике при пекарне и ждут, когда испечется новая партия хлеба. Пекари заканчивают работу часам к 16, а магазин работает до девяти вечера.

– Как высчитывается цена хлеба и других изделий?

– Цену выставляет управляющая компания, исходя из себестоимости товаров. И у нас в Кызыле, кстати, хлеб даже немного дешевле, чем в Кемерове. Трудность в том, что у нас нет поставщиков мясных изделий. Я лично езжу каждый день на базу, чтобы купить различные колбасы, рыбу. Это сказывается на себестоимости.

– Удается ли при таком насыщенном режиме уделять достаточно времени семье?

– Да, у меня ведь четверо детей! Младшей дочке всего девять месяцев, старшей дочери 16 лет, она учится в 10 классе в 17 школе. Один сын учится в 1 классе в 5 школе, второму пять лет, ходит в садик. Наш бизнес встроен в режим семьи. Старшая доча помогает часто, стоит на кассе. С детьми мы обязательно проводим время вместе. Когда отъезжаю в пекарню, с младшенькой помогают наши мамы-бабушки. Вот так как-то и не задумываюсь особо. Все просто: работаем, общаемся с детьми, правда, в отпуск за пределы Тувы все эти два года никуда не ездили. Но выбираемся на природу, на озера, станцию «Тайга». Я хочу сказать огромное спасибо нашим родителям, маме супруга за постоянную поддержку. Без них мы бы не смогли открыть пекарню. Также невозможно представить работу предприятия без наших уважаемых пекарей, кстати, среди них есть наши тети. Так что вот такой у нас семейный бизнес.

– Каким вы видите будущее своего бизнеса?

– Нас очень просят покупатели открыть точки в других микрорайонах Кызыла. В Южном, на Востоке. Но у нас пока нет возможности, главная проблема – это найти подходящее помещение. Вот в этом направлении и будем работать. Обязательно расширим свое присутствие в городе. В целом пекарское дело очень перспективно. Это рентабельный, бизнес, но очень трудоемкий.

Беседовала Алимаа МОНГУШ
Фото из личного архива Вероники САТ