Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Из писем в редакцию ...Технари и звукари

7 июля 2022
51

«Технари» и «звукари». Так мы называли тех, без кого режиссер телевидения не сможет донести до зрителя то, что хотел бы показать и рассказать. А теперь к истории. С окончанием строительства здания кызылской телестудии начались монтаж и установка телевизионной техники, что стало для тувинских инженеров настоящей школой жизни. Команда инженеров подобралась надежная, грамотная. Годы первого десятилетия кызылской телестудии были годами творчества первопроходцев, открывателей-энтузиастов.

18-летним парнишкой Маадыр Куулар уезжает в город Новосибирск, где работает учетчиком-монтером в дирекции радиоретрансляционной сети. Вскоре он сдает квалификацию монтера 1-го, а затем и 2-го разряда. В 1963 году поступает на учебу в институт, по окончании которого в 1967 году, возвращается домой уже квалифицированным инженером, продолжив трудовую деятельность в тувинском радиотелецентре. Старший инженер смены, старший инженер АСК (аппаратно-студийного комплекса), главный инженер — таковы ступени его профессионального роста. Ответственная работа инженера ТВ отмечена медалью «За доблестный труд» (1970г.), а в 1998 году почетным званием «Заслуженный работник Республики Тыва». Хочу отметить, что Маадыр Кунзунович родом из небольшого, но известного на всю Туву знаменитыми и именитыми людьми села: одно имя прославленного на весь мир Монгуша Кенин-Лопсана говорит о многом.

Математик Кара-Сал

А Кара Кара-Сал еще в школе слыл математиком, с детства увлекался радиотехникой. Выпускник Новокузнецкого электротехнического техникума в 1973 году влился в дружный интернациональный коллектив инженеров РТЦ. Простой в общении, ответственный за свой участок, требовательный к работе Кара Мынан-оолович легко и быстро устранял любые неполадки техники, особенно мастерски справлялся он с ремонтом телевизоров: из 2-3 неисправных он мог собрать один с отличным качеством.

С началом 80-х годов на наше телевидение начала поступать новая техника. В те годы пришли работать Юрий Ондар – начальник энергоцеха, потом главный инженер РТЦ; водитель, а впоследствии из-за увлечения камерой ставший оператором Откан-оол Монгуш. Наш надежный, замечательный водитель Николай Чамыян тоже заинтересовался видеокамерой и не хуже профессионалов снимал сюжеты.

Цех телевидения

Вспоминает электромеханик, а затем начальник участка ВМЗ (видеомагнитная запись) Петр Глазунов, который в 1980 году закончил радиотехнический техникум г. Красноярска: «Цех телевидения — это был очень напряжённый и ответственный участок. Старшим инженером у нас был Маадыр Кунзунович Куулар, человек наидобрейший, чистой души и справедливости, профессионал своего дела. Его помощники — инженеры Маадыр Монгалби, Анатолий Арямов, позже пришли электромеханики Игорь Игимичев, Валентин Исаков. Совместная работа с ними стала для меня хорошей школой в плане профессионального роста и мастерства.

В то время на ТВ было много разножанровых передач, нужно было успевать и записать, и смонтировать вместе с режиссером, и просмотреть, и выдать в эфир готовую программу. Получалось, что мы выдавали в эфир иногда даже по 5 передач за один вечер, а если еще и посчитать работу над праздничной многокомпонентной постановочной передачей... В такие ответственные дни нам приходилось работать иногда до поздней ночи, аппаратура наша «горела синим пламенем», но выдерживала натиск режиссеров. Магнитофоны у нас были массивные, огромные, а видеорулоны тяжеленные, весили они около 12-13 кг.! И на следующий день опять все по новой. А какие интересные передачи тогда готовили наши режиссеры, из ничего могли сделать все! Работая в этом цехе, я тоже узнавал многое о жизни республики, об истории края, культуре и быте.

Я благодарен за то, что мои старшие товарищи и руководители замечали меня, всегда доверяли мне, я получал от них поддержку и уважение. Это председатель Гостелерадио Шиирипей Николай Дамбаевич, директор технической службы Конев Георгий Михайлович, главный инженер Юрий Шыырап, который был комсоргом нашей организации, начальник цеха Шоев Иван Евдокимович, и, конечно же, наша замечательная творческая семья – режиссеры, звукорежиссеры и все те, кто всегда задумывается о том, как завоевать сердца наших дорогих телезрителей».

Черно-белая и цветная кинопленки

Золотым временем для Людмилы Николаевны Аракчаа является рабочий стаж длиною в 37 лет. Она пришла на ТВ в 1968 году монтажницей кинопленки, потом перешла на работу проявщицей негативной и цветной кинопленки: «Будучи монтажницей 1-го разряда я готовила к показу в эфир документальные и художественные фильмы, которые привозили из тувинского кинопроката. Первой заведующей студийной фильмотеки была Артас Ольга Григорьевна. Многие годы безупречной работы отдала монтажница черно-белой пленки Кононенко Анна Николаевна, добрая и ответственная до мельчайших деталей по работе. А в 1987 году, с обновлением и поступлением новой телевизионной техники, я освоила проявку цветной кинопленки. Механиком тогда работал молодой парень Чадыр-оол Куулар, аккуратный и порядочный человек, его отец – тувинский доброволец Семис-оол Куулар. Также на нашем участке работали грамотные, трудолюбивые молодые люди Сергей Зорин и Виктор Пирумов.

С постепенным обновлением техники мы тоже начали приобретать смежные специальности. С 1989 года я была назначена администратором участка киносъемок, а затем и его начальником. Много лет в одном коллективе трудясь, очень приятно сегодня вспоминать те наши молодые 60-е годы, хочется всех поименно назвать, но даже одного листа не хватит. В наше время студия для нас была вторым домом, где всегда мы помогали друг другу в любой беде, и радовались тоже вместе».

Звукари

От свойств аппаратуры и помещения зависит квалификация нашей телестудии — она характеризуется 3-м классом. Это значит, что в павильоне студии число участников передач не должно превышать в 10-13 человек. Однако, режиссеры «живьем» выдавали в эфир целые спектакли тувинского муздрамтеатра, приглашали хоры в количестве 30-40 человек, а ведь это работа с неповоротливыми тяжеленными и стационарными камерами! Вот здесь-то и видна, вернее, слышна, работа звукорежиссера. Вспоминает «Почетный радист СССР», звукорежиссер высшей категории Лариса Константиновна Тарасова: «Замечательные, талантливые люди работали среди нас: Алексей Солун-оолович Конгар – «светлая» голова. ВУЗ не заканчивал, однако, не хуже инженеров-коллег был на «ты» с любой аппаратурой, обладал техническим чутьем; киномеханик Володя Фатеев за 20-25 секунд мог зарядить полную бобину пленки на кинопроектор; Коля Ензак – мастер монтажа МГЗ (магнитной записи звука). Если говорящий «проглатывал» слово или же по каким-то техническим помехам слово не прозвучало, то именно это нужное слово он находил в начале или конце записи и вклеивал туда, где это нужно было.

В 1980 году я по своему интересу перешла работать в звукоцех телестудии. Для каждого голоса – а тембр, ритм речи у выступающих всегда разный – требуется выбрать наиболее подходящий тип микрофона. Поэтому очень сложна работа звукооператора и звукорежиссера, он должен уметь слышать и слушать, знать технику ТВ, конечно же, музыкальное образование при этом очень желательно».

Звукорежиссер с музыкальным образованием

Валентина Хомченкова также начинала свою работу в технических службах. В числе первых Валентина Трофимовна за лучшее звуковое оформление телепередач получила награду «МЭТР» — Мастера эфира телевидения и радио. Это первый профессиональный конкурс журналистов, организованный в 2001 году. Только звукорежиссеры сами могут знать, сколько же музыкальных композиций приходилось им прослушивать, чтобы оформить короткий сюжет, зарисовку, очерк или же передачу в целом».

Сегодня ветераны вспоминают, что настоящей удачей явился приход звукорежиссером в 1978г. Валентины Цыденжаповой (Монгуш). Имея музыкальное образование, Валентина Аккыр-ооловна вносила в наш общий труд свою неповторимую ноту. У нее наблюдалось какое-то ревностное, именно ревностное, отношение к подбору музыки на сюжеты. Так, телефильм «Охотники Хемчика» в 1999 году был удостоен премии Алексея Чараш-оола (режиссер Светлана Саган-оол, кинооператор Маадыр-оол Ховалыг). Кстати, по инициативе режиссера-ветерана ТВ Людмилы Буяновой и эрзинцев в дань памяти уважаемому журналисту и своему земляку и родственников и была утверждена эта премия. Имя Алексея Иргитовича увековечено в Золотой книге республики «Заслуженные люди Тувы ХХ века». А название нашего профессионального конкурса принадлежит именно Валентине Аккыр-ооловне Монгуш.

Главные люди — водители

Думаю, что со мной согласятся многие ветераны теле и радиовещания: один из самых главных людей является водитель. Полагаясь на его квалификацию и опыт, мы доезжаем и возвращаемся, как говорится, в целости и сохранности из любой точки нашей Тувы. Накануне 50-летнего юбилея, в марте 2016 года, в гости к ветеранам пришла вдова нашего водителя Норбу Николая Монгушовича — Татьяна Донгаковна. Она ветеран МВД, подполковник юстиции так вспоминала: «Мой муж говорил, что работал с прекрасными людьми, интеллигентными. О своей работе говорил, что надо всегда «держать форму», т.е., соблюдать этикет, держать транспорт в идеальном состоянии, быть готовым ко всему, особенно если предстоит командировка в отдаленную местность. Впоследствии, когда создавался фольклорный ансамбль «Тыва», его, как владеющего национальными инструментами, пригласили туда в качестве музыканта. Но в 1995 году после продолжительной болезни наш дорогой человек ушел от нас. Мы до сих пор помним ветеранов телестудии, которых возил наш папа на своей машине. Уважаемым журналистам-ветеранам желаем всего доброго – будьте всегда бодрыми, молодыми в душе и берегите себя!».

Родители Николая Монгушевича – простые граждане своей родины: отец Дувендей Монгуш и мать Монгуш Норбу – с первых дней строительства здания телестудии работали одновременно и дворниками, и сторожами.

В работе водителя все важно: кого везёт, с каким настроением едет человек, состояние дороги, местность, условия погоды… За годы работы каких только знаменитых людей они не возили! Чуть ли не с открытием Кызылской телестудии пришел работать Монгуш Середа Давааевич. Он около 40 лет возил 7 руководителей телевидения. Середа-акый был немногословным и исполнительным человеком, такт в человеческих отношениях для него был беспрекословным, как добро и уважение.

Лидия Донгак,

ветеран ГТРК «Тыва»