Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Общественно-политическая газета Республики Тува
Кызыл
19 августа, пт

Из писем в редакцию ...Мой отец — Ховалыг Хопуя

7 июля 2022
10

Я часто просматриваю старые фотографии, которые очень дороги нашей семье. Это сохранившиеся реликвии, хранящие память о нашем отце Ховалыг Тогдугашевиче Хопуя — одном из первых летчиков Тувы, ветеране Великой Отечественной войны, военном летчике-истребителе на «ЯК-9» 939 авиаполка Забайкальского фронта.

13 июля 1946 года приказом начальника Красноярского Управления ГВФ создан 273 Тувинский авиаотряд. А в октябре 1946 года, демобилизовавшись, вернулись с фронта Ензак Алексей и наш отец. Командир 273 авиаотряда Левандовский 24 октября издал приказ и оба летчика были зачислены на должности пилота. С этого дня началась работа отца в гражданской авиации. Воздушные линии были установлены почти во все районы. Из Кызыла в районы возили пассажиров, почту, попадались и санитарные рейсы. Позже начали летать в г. Красноярск. Авиастаж отца составляет более 40 лет. В июле этого года Тувинский авиаотряд (ТуваАвиа) отмечает свое 76-летие.

В связи с этой датой мне хочется рассказать один незабываемый эпизод из жизни отца, связанный с авиацией. Его имя занесено в Государственную книгу РТ «Заслуженные люди XX века». В 2001 году первый президент республики Ооржак Ш.Д. вручил ему «Золотое удостоверение» Эта награда для нашей семьи была большой радостью. Когда мы собрались большой семьей вместе у родителей, он нам рассказал вот эту историю: «В этот день у меня был рейс в высокогорный район. На обратном пути были пассажиры. Полет шел нормально. Ничто не предвещало. И вдруг в половине пути внезапно отказал мотор самолета. Нужно срочно принять экстренное решение. А кругом тайга, высокие деревья и ни одного просвета между ними. И принял решение пилотировать, пока в тайге не найдется просвета для посадки. А в это время позади кабины пилота начались схватки у молодой женщины. Ищу просвет! Просвет!

Стал переживать за роженицу. Был бы напарник, я не против принять роды. Я ведь ветфельдшером был до войны. С этими мыслями вдруг увидел маленький-маленький просвет. Действительно показалось маленькое открытое местечко, и я спустил колесо. Колесо «Кукурузника» мягко коснулось об землю. Так благополучно приземлился. По рации вызвал помощь». Отец глубоко вздохнул и закончил свой рассказ.

Он часто вспоминал о своем фронтовом друге Алексее Ензак. Они вместе работали до конца своих дней. Семья этого замечательного человека для нас была как родная. Хочется вспомнить и других летчиков, которые проложили путь к тувинской авиации: Чили Чимита, Ензака Алексея, Сергея Хунан-оола и их прославленного командира Чооду Кидиспея — первого учителя старейших пилотов Тувы.

В авиаотряде с первых дней с отцом работали: Богданов А.П., Кравцов В.К., Осипов В.В., Галкин П.С. Позже прибыли молодые выпускники училищ Ондар Ш.Х., Чимит-оол А.Х., Шоев Е.И., Куулар К. По воспоминаниям отца это был очень дружный и сплоченный коллектив, многие годы достойно работавшие в родном небе.

Быть летчиком – значит ежедневно рисковать. Воздушные катастрофы случаются и в наше время. В день 76-летия ТуваАвиа хочу пожелать коллективу предприятия успехов и дальнейшего развития гражданской авиации в Туве.

Отличник народного просвещения РСФСР,

ветеран труда, почетный гражданин пгт. Каа-Хем Вера Хопуя.