В первый год создания в республике мировой юстиции были назначены всего семь мировых судей. В г. Кызыле было несколько участков. «Центральный» возглавил Роман Инми, «Восточный» — Роланда Иргит, «Западный» — Андирян Ханды, «Южный» — Анатолий Аракчаа, «Енисейский» — Александр Бартан. В Улуг — Хемском районе мировым судьей стал Кара-оол Нурсат, а в Пий-Хемском я.
Не будет преувеличением отметить, что именно Пий-Хемский район является кузницей кадров судебной системы. В свое время здесь работали такие высококвалифицированные судьи Верховного суда Тувы, как Надежда Кужугет, Елена Ондар, Айлана Куулар и Мерген Эренчин, а также судья Верховного суда РФ Рита Чакар.
Первым секретарем Пий-Хемского судебного участка стала Сайлык Монгуш. Она проработала дольше всех в сложных условиях, так как в первые годы становления мировой юстиции все многочисленные функции и обязанности работников аппарата выполнял только один секретарь. После нее пришли Орлана Куулар, Азияна Сат, Айдана Кыргыс, которые затем и сами стали судьями или их помощниками.
Работа с нуля
Думаю, что все мировые судьи в первый год испытывали одинаковые трудности, так как надо было начинать работу практически с нуля. Судебный участок Пий-Хемского района размещался в здании районного суда. В первый раз, когда я приехал, в кабинете ничего не было. Районный суд выделил нам старую мебель, прокуратура — стулья, из Верховного суда тоже привезли списанные стулья. Мы их отремонтировали, покрасили в черный цвет и обшили английским гобеленом.
В первый год большую помощь нам оказали начальник Управления судебного департамента по РТ Вячеслав Даржаа, начальник отдела Алексей Монгуш. Бблагодаря им судебные участки были обеспечены оргтехникой. Также с теплотой вспоминаю заведующего хозяйством Министерства по делам юстиции Тувы Василия Гладкова и администратора Пий-Хемского районного суда Сергея Николаева.
В Пий-Хеме была самая дружная и сплоченная команда мирового и федерального районного судов. Это судьи Айлаана Куулар, Мерген Эренчин, Любовь Куулар, Марина Оожак, Рада Бурунгуле, Алена Кечил-оол, Андриян Монгуш и многие-многие другие. Наши теплые и дружеские отношения сохраняются вот уже много лет.
Служебного жилья для судей не было. Я сначала жил в самом здании районного суда. Ложился спать поздно и просыпался рано — надо было ждать пока уйдет с работы последний работник и придет первый. Просыпаясь ночью из-за шума старого холодильника, я представлял себя рабочим крупного завода Петрограда, которого отправили в глубинку строить новую жизнь.
Потом моим домом стало старое здании суда, дверные проемы между маленькими кабинетами были распилены и получилась как бы «трехкомнатная квартира». Мыться приходилось в речке Туранчик. Но, как говорится, нет худа без добра: в один прекрасный день огромный кусок штукатурки упал с потолка прямо на электрическую плитку, на которой я готовил себе обед. После этого случая была срочно приобретена служебнаяая квартира, которая до сих пор передается по наследству мировым судьям, приезжающим в район.
Как одна семья
В 2010 году меня назначили мировым судьей судебного участка Кызылского района. Нам пришлось принимать дела в беспорядочном состоянии в закрытых коробках. Можем смело утверждать, что судебный участок пришлось создавать заново с нуля. Без грамотной оперативной работы секретаря судебного заседания невозможно формирование судебного участка. Таким самоотверженным специалистом стала Надежда Даржа, проработавшая на этом посту много лет.
Сотрудники судебного участка постепенно стали единой и сплоченной командой. Вспоминаю, как на природе отмечали дни рождения с обязательноыми спортивными играми.
Молоток для деда
В моей практике было много разных случаев. Я хочу вспомнить курьезный. В первое время работы мировым судьей при рассмотрении гражданского дела в качестве ответчика выступал старый дедушка, который практически ничего не слышал. Поэтому он говорил очень долго и без перерыва, так как никого не слышал. Мне как председательствующему было тяжело остановить его выступление.
На следующее судебное заседание по моей просьбе учитель труда Туранской школы сделал судейский молоток с подставкой из дерева. На повторном заседании дело с помощью молотка было благополучно разрешено в соответствующие сроки. И что интересно, через несколько лет в обязательном порядке повсеместно ввели использование судебных молотков в судебных заседаниях. Этот первый свой молоток я до сих пор храню как память.
Учеба и труд
В 2003 году я прошел курсы повышения квалификации в учебно-методическом центре «Правовая поддержка» в Саратовской государственной академии права по программе «Обучение мировых судей России». Таким образом, оказался первым мировым судьёй в Республики Тыва, которого отправили на курсы повышения квалификации.
На республиканской конференции судейского сообщества впервые из числа мировых судей я был избран делегатом VI-ого Всероссийского съезда судей (мандат №620), который состоялся 30 ноября 2004 года в Государственном Кремлёвском дворце и Колонном зале Дома Союзов в г. Москве. В работе съезда принимал участие Президент России Владимир Путин. В последующие годы делегатами избирались судьи Роланда Иргит и Александр Бартан.
Главная опора — семья
Моя главная опора в жизни — это семья. Супруга Татьяна Алексеевна — психолог, докторант МГУ. Дочь Ирина — подполковник юстиции, сын Сылдыс работает в финансовой сфере. У меня три любимых и обожаемых внука: Айко, Аким и Алеша. Наград у меня немного, да и не стремился я к ним никогда. Оттого было вдвойне приятней получить российскую судебную медаль за добросовестный труд.
Юрий ОНДАР,
судья в отставке
"Тувинская правда" №35 от 11 августа 2021 года.