Для большинства людей выступление на сцене, будь то театральная постановка или концерт, ассоциируется исключительно с праздником, для студентов колледжа искусств– это ежедневный и кропотливый труд. Вот уже на протяжении 62 лет из стен Кызылского колледжа искусств выходят творческие кадры для всей Тувы. Айланмаа Кан-оол с 1998 года начала работать здесь сначала заведующей отделением тувинских национальных инструментов, была одним из создателей новой специализации «Народное пение», благодаря которой в колледже появился хоровой коллектив «Сайдаяк». С 2014 года является директором.
«Буян-Бадыргы»
Одна из славных страниц в истории колледжа – постановка в 2007 году музыкальной драмы по мотивам романа-эссе Монгуша Кенина-Лопсана «Буян Бадыргы», музыку к которой написал композитор Сергей Бадыраа.
– Этот проект, который мы осуществили благодаря гранту Главы Тувы, стал ярким событием в музыкальном мире республики, — вспоминает Айланмаа Хомушкуевна. — Такой постановки до этого не было даже на профессиональных концертных площадках. Все были на творческом подъёме: и студенты, и композиторы, и педагоги колледжа. Моим соратником, наставником в этом нелегком деле была Татьяна Николаевна Евтушенко-Намай. После этой постановки многие студенты колледжа решили стать артистами. Это Тана Ховен-оол, которая сейчас блистает на сцене муздрамтеатра, в поселке Каа-Хем работает Аким Монгуш и другие.
За этой постановкой последовала и другая: в 2021 году на сцене колледжа была презентована опера «Чечен и Белекмаа», посвящённая 100-летию Ростислава Кенденбиля. Музыкальным режиссёром выступила Аяна Оюн, кстати, единственный в Туве специалист в этой области.
Возродить СКД
Приоритетной задачей сегодня для колледжа является подготовка тех кадров в области культуры и искусства, которых не хватает в республике. Вот, например, в Туве сейчас на подъёме народные театры, однако, дипломированных специалистов для работы в них нет. Проблема? Проблема!
- У нас раньше в колледже была специальность «Социально-культурная деятельность», где готовили работников для клубов. Но в связи с введением с 2014 года нового стандарта в образовании содержание этой специальности поменялось. Если раньше мы готовили баянистов, которые могли написать сценарий, провести мероприятия, принять участие в концерте, то потом стали выпускать менеджеров, то есть тех, кто просто руководит процессом. Сейчас планируем возрождать все заново в рамках отраслевого проекта «Адресная подготовка кадров» Минкультуры Тувы, — рассказывает Кан-оол.
Кроме того, есть задумка и о подготовке музыкантов для струнно- смычкового оркестра. Кстати, речь об этом идёт уже давно. Вот только вопрос: сможет ли небольшое и старое здание колледжа вместить в себя еще 80 человек?
- По-моему, условий, как у нас, в России давно уже нет. Во всех регионах есть отдельные помещения для хореографического, художественного и других отделений колледжа искусств. А под нашей крышей собрались все: и музыканты, и библиотекари, и певцы и т.д. Для меня, как руководителя, вопрос о строительстве пристройки к зданию стоит очень остро, — говорит директор.
Неисследованная культура
5 апреля Айланме Хомушкуевне исполнилось 50 лет. В такой, можно сказать, первый серьёзный юбилей, как правило, принято подводить итоги того, что сделано, а что еще нет? Сделано многое. С 2005 года она участвует в экспедициях по сбору и разработке фольклорных материалов по Туве, организованных Новосибирской консерваторией им. М. И. Глинки. Весь собранный богатейший материал вылился в диссертацию «Песенная традиция тувинцев Эрзинского кожуна в начале XXI века», которую специалист успешно защитила в 2021 году. Был также выпущен мультимедийный диск, который сейчас используют студенты. И на этом ученая не намерена останавливаться.
- Именно по песенным традициям музыкальный фольклор Тувы до конца все еще не исследован. Тоджинский песенный материал выпущен, эрзинский тоже, а по другим районам у нас ничего нет. Про героический эпос и про сказки, которые сейчас мало кто знает и исполняет, я вообще молчу. Старшее поколение уходит, все забывается, нужно возрождать, исследовать, фиксировать. Сейчас работаю над созданием серии портретов народных певцов республики. Завершаю работу по Айдысме Кошкендей, параллельно пишу о Надежде Куулар. В конце издания вторым разделом будет включен репертуар в нотной расшифровке. Мне это нужно и для работы, и для студентов, — поделилась Айланмаа Кан-оол.
Юлия САТ.
Фото из архива А. Кан-оол