Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Исправление ошибок

23 июня 2025
10

Допустим, вас спросят, что произойдет, если в Туве перестанут пить вообще. Если вы начнете говорить о том, как все будет хорошо, то вы уже попались в ловушку стереотипного и ошибочного мнения. Потому что, если любой человек перестанет пить вообще – он умрет от жажды. Но вы-то уже подумали об алкоголе? На прошлой неделе во Дворце молодежи прошло общественное обсуждение вопроса, связанного с торговлей нелегальным алкоголем.

Кто войдет в вашу семью?

Прозвучало много интересных и информативных сообщений, но мы сейчас начнем с простой бытовой истории, которую рассказал Сайдаш Монгуш – председатель РОО Совет отцов Республики Тыва, председатель РОО «Сыны народа за трезвость». По сути – это рассказ именно о том, с чего началось движение «Сыны народа».

Можно подумать, что все началось с того, что нескольким молодым парням ужасно надоели пьяные разборки на улицах, вид пьяных женщин, которые не обращают внимания на своих детей…

Это все так, но не только. Сайдаш Монгуш как-то забирал свою дочку из садика (это было давно, в садик она уже не ходит). Тут к ней подбежал мальчик из их группы и подарил девочке маленькое пластмассовое колечко. Колечко как колечко, такие бывают в «киндерсюрпризах». Но это был явно триггер. Тут отец подумал: а кто войдет в нашу семью? Да, у них в семье никто не пьет и не курит. И это отлично. Но рано или поздно девочки должны будут найти себе пару.

Разумеется, все мы думаем, что хорошо воспитанные дети не будут дружить с плохими парнями или девчонками. Но ведь это не так. Сердцу, как говорится, не прикажешь. И даже если девочка найдет хорошего парня, который не приемлет алкоголь ни в каком виде, это еще не означает, что его родители, дяди, тети, братья тоже будут трезвенниками. Ваши и наши дети будут жить в обществе. В том обществе, на которое можно хоть как-то повлиять уже сейчас.

«Спрятанные» слова

Эта история тоже связана с Сайдашем Монгушем, это одна из его загадок, которые он любит задавать: «Что будет, если в Туве все перестанут пить?». По словом «пить» мы сразу подразумеваем алкоголь. Почему? А уже привыкли так. И это не случайно.

«Водка» и «вода» - однокоренные слова, «пиво» и «пить» - тоже. С вином чуть сложнее, потому что это слово появилось в других местах, как и виноград, из которого его делают. Основная этимология связана с латинским словом vinum, которое означает «вино». Но вот ведь, можно пить воду, чай, кофе… Но, если говорят, что «он пьет» - это значит потребляет алкоголь. В разговоре слово «алкоголь» пропускают, мол и так понятно. Или мы просто боимся этого слова? Как боялись произносить слово, которым называли медведя, а вместо него как раз и придумали слово, обозначающее того, кто ведает, где мед.

Да, мы привыкли к тому, что «пить» - это пьянствовать. Но давайте уже избавляться от таких ошибок, хотя бы в своем сознании. Пьянствовать – это именно пьянствовать, а не пить.

Что говорит религия

Но сначала просто о слове «трезвый». В книге Ю. Сорокина «Развитие словарного состава русского литературного языка. 30–90-е годы XIX века», изданной в 1965 году, говорится, что образное употребление слова «трезвость», устойчивое переносное осмысление слова и его производных (трезвость, трезветь, протрезветь) с особенной силой распространяется в публицистике и беллетристике с 40-х гг. Апогея такое употребление достигает в критике 60-х гг. XIX в., когда оно сближается по смыслу со словом реальный и становится его синонимом. Слово обрастает фразеологическими связями: трезвые взгляды, идеи; трезвые люди; трезвое отношение; трезвый ум, трезвые чувства, трезвая радость, трезвая действительность.

Но вообще-то такое или подобное значение появляется гораздо раньше. Еще в Новом Завете. Там выражение «быть трезвым» употребляется в значении: вести приличествующий христианину образ жизни (1Тим.3:2.11; Тит.2) в синодальном переводе вместо «трезвый» – «бдительный». Их сочли синонимами. Трезвость позволяет четко определиться в суждениях и противостоять греховному влиянию этого мира. «Трезвый» христианин руководствуется исключительно Божьей волей и Божьим откровением, он познаёт истину и освобождается «от сети диавола» (2Тим.2:26). Он не грешит (1Кор.15:34): «Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога». Там же, у апостола Павла: «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться», «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения». В общем, таких примеров много. И быть трезвым, означает быть твердым в вере. Быть трезвым, значит прийти в себя, иметь незамутненный разум.

С исламом все просто – нельзя потреблять алкоголь вообще. Но мусульман в Туве мало, а буддистов много. Но действительно ли много?

Пятая заповедь

Последователи буддизма обычно избегают употребления алкоголя, поскольку это нарушает пятую из пяти заповедей основного буддийского этического кодекса, и может нарушить осознанность и помешать продвижению по благородному восьмеричному пути.

Первая заповедь заключается в запрете на убийство как людей, так и всех животных. Вторая заповедь запрещает воровство и связанные с ним действия, такие как мошенничество и подделка документов. Третья заповедь относится к проступкам сексуального характера. Четвертая заповедь запрещает ложь, злословие, грубые высказывания и сплетни. Пятая заповедь запрещает употребление алкоголя, наркотиков и других одурманивающих веществ. Ранние буддийские тексты почти всегда осуждают употребление алкоголя, как и китайские буддийские пост-канонические тексты.

Для чего нужны эти заповеди? Для продвижения по Благородному восьмеричному пути. Если коротко, он состоит из восьми практик: правильное воззрение, правильное намерение, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная осознанность и правильное самадхи (альтернативное название - невозмутимое медитативное осознание). Более подробно расскажет любой лама, если к нему обратиться.

Итак, все мировые религии – за трезвость. И, кстати, тенгрианство или шаманизм – тоже. На общественном обсуждении вопроса «Об усилении мер борьбы с нелегальной продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции и ужесточении административной ответственности за незаконную продажу алкоголя на территории Тувы» религиовед Ульяна Бичелдей сказала: «Я умоляю вас, только не говорите, что в Туве разрешали пить араку с сорокалетнего возраста! Исторически ее вообще не полагалось пить никому. Араку делали только ближе к окончанию лета, когда молоко было в избытке, и использовали в основном для подношения духам, в ритуальных целях».

И да, духам арака не повредит. Но мы так же хорошо знаем, что и духам алкогольные подношения делать не стоит. Судя по легендам большинство духов-хранителей, особенно духов-женщин, хранительниц источников и ручьев, не принимают такое подношение, могут разгневаться.

Да, все религии против. А кто же тогда за? Очевидно те, кому уж совсем наплевать и на религию, и на обычаи. А вот о том, кому совсем нельзя пить, с чего начинали работать Сыны народа и чем они занимаются сейчас, что такое проект «Улусчу ужулар» да и о многом другом – это будет в следующих публикациях в нашей новой рубрике «Трезвая Тува»

Ирина Качан.

Фото автора

1 – Сайдаш Монгуш, выступление на слушаниях

2 – Ренат Ооржак, и.о. министра образования РТ, активный и давний участник движения «Сыны народа»

3 – Один из прежних проектов Сынов Народа «Хуреш на лужайке», лето 2018 года